Винский, как министр транспорта, пока не состоялся

Парламентский комитет по транспорту и связи единогласно принял решение о неприемлемости предложенного Минтранссвязи проекта программы реформирования железнодорожного транспорта

10 июня 2008 г., на пресс-конференции в Кабмине, министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил о завершении разработки «концептуального документа», которым предусмотрено реформирование украинского железнодорожного транспорта за четыре года, создание условий для для инвестиционно-инновационного развития отрасли, достижения европейских стандартов качества транспортных услуг». Кроме того, пресс-служба ведомства привела интересную цитату И.Винского: «Если Министр транспорта и связи не реформирует «Укрзализныцю», то это означает, что он, как Министр транспорта и связи не состоялся».

Но 3 июня 2009 г., на заседании профильного комитета ВР по транспорту и связи, эта программа была подвергнута жесткой критике. Как заявил глава комитета Владимир Козак - «это шаг в никуда».

Самой спорной позицией в проекте И.Винского является предлагаемая организационно-правовая форма «Укрзализныци». В утвержденной 27 декабря 2006 г. распоряжением КМУ №651 «Концепции Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта» записано, что «самой приемлемой формой организации деятельности предприятий железнодорожного транспорта является корпоративная с созданием на базе УЗ, железных дорог, предприятий, учреждений и организаций отрасли государственной акционерной компании, - 100% акций которой будут принадлежать государству».

В «программе Винского» предлагается «реорганизация (слияние) «Укрзализныци», железных дорог и предприятий, а также создание на их основе транспортной компании - госпредприятия «Украинские железные дороги» (ГП «УЗ»). Как единого субъекта хозяйствования со статусом национального перевозчика». Такой статус, явно не будет способствовать созданию в отрасли «инвестиционно-инновационной модели развития». Поскольку, просто госпредприятию на порядок сложнее привлекать инвесторов, чем акционерной компании.

В случае создания акционерной компании возможна продажа долей акций инвесторам, формирование совместных предприятий, с целью инвестиций в модернизацию тех же вагоноремонтных заводов. А в перспективе - выход на IPO. Реальная стоимость железнодорожных активов, на сегодня, составляет около 150 млрд. грн., поэтому такая структура несомненно будет привлекательна для инвесторов. Более того, акционерные компании обязаны публиковать свои отчеты, таким образом, появится возможность реального общественного контроля за финансово-экономической деятельностью «Укрзализныци».

Единственное, что стоит отметить в «программе Винского», - обнародованной в июне 2008 г., - это «повышение экономической эффективности». Которое предполагалось достичь за счет «уменьшения количества работников основной деятельности, сокращения парка вагонов и локомотивов (включая их консервацию)…». По крайней мере, этот пункт проекта программы уже выполняется.

Как отметил В.Козак, проект «программы Винского» противоречит реалиям сегодняшнего дня и мировому опыту, он абсолютно немотивирован с точки зрения сроков реализации, требует значительных финансовых вливаний и, в результате, не решает задачи рыночной трансформации.

Реформа по проекту Винского невозможна еще и потому, что перед трансформацией «Укрзализныци», в единое госпредприятие необходимо внести изменения минимум в пять законов: «О железнодорожном транспорте», «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», «О налогообложении прибыли предприятий», «О налоге на добавленную стоимость», «О плате за землю». А без поддержки профильного парламентского комитета реализовать это невозможно.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua