В Ильичевском порту спровоцирован международный скандал

В украинских портах продолжается произвол в отношении судовладельцев. Эстафету экологов подхватила СБУ.

Мы уже сообщали о неоднократных незаконных задержаниях по инициативе экологической службы судов и случаях вымогательства в украинских портах. Ранее основными портами, где возникали такие проблемы, были Южный и Одесский. 25 апреля 2012 г., впервые за долгое время, такой инцидент произошел в Ильичевске и конфликт еще не урегулирован.

Как стало известно tbu.com.ua, вечером 25 апреля в Ильичевский МТП зашло судно «Алина» (флаг - Украина, порт приписки - Одесса, оператор - компания «Трансшип») для погрузки 30 тыс. т транзитного железорудного концентрата российской компании «Металлинвест», входящей в группу бизнесмена Алишера Усманова. «Алина» является современным перегрузочным комплексом на базе балкера грузоподъемностью в 35 тыс. т. Судно работает по дозагрузке судов Кейпсайз на внешних рейдах портов. При существующих глубинах в портах суда такого класса могут загрузиться до 100-120 тыс. т, а еще 50-70 тыс. т с помощью «Алины» догружается в открытом море. Отметим, что это крупнейшее судно под флагом Украины.

Итак, в четверг вечером представители экологической службы явились на судно в составе досмотровой комиссии. Как оказалось, экологи обратились в Южную региональную таможню с письменной просьбой о включении их в состав комиссии на оформление прихода т/х «Алина». Резолюция главного регионального таможенника «В РАБОТУ» была прочитана нижестоящими чиновниками, как прямое указание на включение экологов в состав комиссии. По прибытию на борт судна экологи потребовали «экологическую декларацию» и отбор проб изолированного балласта.

К слову, экологическая декларация не входит в максимальный перечень предоставляемых капитаном судна документов, который может требовать страна согласно международной конвенции 1965 г. «Об облегчении морского судоходства». А по поводу незаконного требования об отборе проб изолированного балласта мы уже не раз писали. Согласно конвенции Марпол 73/78 изолированный балласт вообще не подлежит контролю.

Естественно, капитан судна не мог и не стал выполнять эти незаконные требования. В результате, на Акте о результатах работы досмотровой комиссии был поставлен штамп экологического поста «ввоз/вывоз запрещен». Заметим, что этот штамп предусмотрен исключительно для целей ограничения передвижения опасных грузов, а уж никак не для запрета пропуска судна. Подобные, не предусмотренные законодательством действия, «вызвали шок» у пограничников. Комиссия была вынуждена повторно прибыть на судно и уже без участия экологов открыть границу.

Между тем, вечером 25 апреля, на судно прибыл представитель СЭС. Предъявив странное письмо из СБУ, в котором говорится, что по имеющейся информации в изолированном балласте, принятом в открытом море, содержатся «тяжелые металлы и другие отравляющие вещества», он потребовал провести анализ изолированного балласта. Нам неизвестно на основании, каких агентурных данных СБУ сделала вывод о наличии в верхних слоях воды в Черном море «тяжелых металлов». На судне же санитарному врачу объяснили, что такой контроль не предусмотрен по нормам международных конвенций и не возможен технически из-за отсутствия мест для взятия проб, что вполне удовлетворило чиновника.

Однако, на следующее утро, на судно прибыл подполковник СБУ Руслан Повелько. Он отказался объяснять цель своего визита, не предъявил письменные основания, отказался разговаривать с судовладельцем, потребовал провести беспрепятственный обыск судна и возможность получить объяснения у членов экипажа для дальнейшего их вызова по повесткам на допрос. Когда агент судна обратил внимание сотрудника СБУ на противоправность его действий и предложил покинуть борт, подполковник пригрозил агенту арестом и вызвал на борт милицию.

Прибывший на борт наряд милиции удостоверился в полной целости подполковника, однако составлять протокол о совершении уголовного преступления по превышению служебных полномочий согласно печально известной 365 УК отказался. Поскольку Р.Повелько до вызова милиции все-таки прорвался в машинное отделение.

Здесь уместно пояснить, что «Алина», хоть и ходит под флагом Украины, но является собственностью иностранного судовладельца - компании Alina Navigation. Посему процедуры посещения таких судов сотрудниками украинских спецслужб четко регламентированы. Истинная цель этого визита стала понятной, когда на судне вновь появились экологи. Правда, увидев людей в милицейской форме, немедленно ретировались, даже не указав причины своего визита. Вскоре за ними последовал и подполковник, который еще долго что-то обсуждал с экологами на причале на глазах всего экипажа.

Руководство компании немедленно поставило в известность о неправомерных действиях их сотрудника центральный и областной аппарат СБУ. А в случае отсутствия реакции на эти обращения по поводу подобных действий в отношении иностранного судовладельца, вопросы по поводу происходящего уже будут адресованы в МИД Украины.

Напомним, что компания «Трансшип» в последние годы активно противостоит произволу экологов, оспаривает их действия в судах. Отказываясь выполнять незаконные требования, не говоря уже об отказе платить взятки, «Трансшип» с точки зрения экологов подает «плохой пример» для других судовладельцев.

Руководство компании считает, что череда «наездов», вроде описанного нами, является реакцией на депутатский запрос Юрия Кармазина в адрес генпрокурора, СБУ, МВД и Минэкологии о творящемся экологами беззаконии в украинских портах, который народный депутат подготовил по материалам, представленным ООО «Трансшип». По предварительным оценкам, адекватное реагирование на депутатский запрос «тянет», по крайней мере, на три уголовных дела против коррумпированных чиновников.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua