Готовность «Укрзализныци» к летнему сезону ухудшилась

«Укрзализныця» в своем пресс-релизе обнародовала некоторые параметры подготовки к летнему сезону. Так, к 25 мая 2008 г. планируется подготовить 6148 пассажирских вагонов. Кроме этого, в 2008 г. предусмотрено проведение капитально-восстановительного ремонта с модернизацией 239 таких вагонов. Напомним также, что финплан на текущий год предусматривает закупку 200 пассажирских вагонов. 88 из них производства Тверского вагоностроительного завода уже получены по схеме финансового лизинга, остальные 112 будут закуплены на Крюковском заводе.

Такие цифры кажутся внушительными, однако не полностью отражают ситуацию. По оценкам самой «Укрзализныци», более 71% пассажирских вагонов эксплуатируется сверх установленного нормативного срока. По подсчетам на 1 февраля 2005 г. износ парка составлял 86%, при этом программы обновления подвижного состава регулярно срывались. В 2006 г. было закуплено 62 пассажирских вагона при плане 100, в 2007 г.- 37 при плане 270. Поэтому количество реально готового к сезону парка, скорее всего, гораздо меньше.

Интересно, что в прошлогоднем пресс-релизе УЗ на ту же тему говорилось о более чем 7 тыс. вагонов, подготовленных для летних пассажирских перевозок, из которых только около 2 тыс. оборудованы системой кондиционирования. Получается, что за прошедший год количество подвижного состава, готового к сезону, уменьшилось почти на тысячу или более чем на 12%. Этот показатель в 2-3 раза превышает прогнозный ежегодный объем списания пассажирских вагонов (300-400 шт.) Такое количество выбывшего подвижного состава «Укрзализныця» не сможет заместить новыми и модернизированными вагонами, даже если все планы удастся выполнить на 100%.

Таким образом, заявления действующего руководства УЗ о приостановке роста износа основных фондов применительно к пассажирским вагонам пока расходятся с действительностью. Более того, если учесть, что темпы выбытия таких вагонов сохранятся, следует признать, что долгосрочные планы монополии также нуждаются в коррекции. В рамках Комплексной программы обновления железнодорожного подвижного состава Украины на 2008-2020 гг. предполагается приобрести свыше 3,5 тыс. пассажирских вагонов или в среднем около 270 в год. Как показывают приблизительные расчеты, этого недостаточно даже для поддержания парка на нынешнем уровне.

Остается надеяться, что имеющиеся резервы «Укрзализныци» достаточны для недопущения срыва курортного сезона. А в перспективе проводимых в отрасли реформ будем рассчитывать на то, что в этот убыточный (по расчетам УЗ) бизнес допустят частников, которые помогут обновить устаревший вагонный парк и покажут его реальную рентабельность.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua