Юлии Тимошенко мешают помогать экспортерам зерна

Несмотря на политику премьер-министра по поддержке отечественных экспортеров зерна, чиновники Минтранссвязи и других ведомств продолжают блокировать эти инициативы.

4 августа, в ряде СМИ и информагентств появилась информация о том, что Регистр судоходства Украины отозвал «Свидетельство о регистрации гидротехнического сооружения», причала №16, находящегося в управлении компании «Трансинвестсервис» (ТИС). В частности сообщалось, что Регистр отменил выданное 23 июня свидетельство, на основании протеста Черноморской транспортной прокуратуры. А газета «Коммерсант» процитировала замгенерального прокурора Виктора Кудрявцева: «При выдаче свидетельства были допущены нарушения законодательства, и теперь мы требуем его отозвать».

Как сообщили tbu.com.ua в компании ТИС, свидетельство действительно было отозвано, но в тот же день 31 июля было выдано новое. Причина этого заключалась в том, что на момент выдачи отозванного документа 23 июня, ТИС не подписал новый договор с ФГИ и не мог формально подтвердить статус компании управляющей причалом, что дало повод для протеста прокуратуры. Новый договор с Фондом подписан 9 июля, и у Регистра судоходства уже не было оснований для невыдачи свидетельства.

Очевидно, что чиновники разных ведомств встали на сторону начальника МТП «Южный» Юрия Крука, в его конфликте с ТИСом. Излишне напоминать все подробности этого противостояния. Но в этой ситуации действия Минтранссвязи, Минюста, прокуратуры могли нанести серьезный ущерб экономике страны.

Напомним, что причал №16, который Ю.Крук требует передать на баланс порта, обеспечивает работу зернового терминала ТИС. Причем цена вопроса всего около $8 млн. дополнительных доходов для порта. Сейчас ТИС платит за пользование причалом ФГИ около 6 млн. грн. в год. При передаче причала на баланс порта, взимался бы грузовой сбор в $1,4 за т. При этом, причал входит в состав целостного комплекса - зернового терминала, и нет никакой логики в том, что морпорт получал бы этот грузовой сбор, не выполняя никаких погрузочно-разгрузочных работ.

Отметим, что такой грузовой сбор МТП «Южный» получает за перевалку на четырех причалах Одесского припортового завода, также не выполняя никаких работ. Лишь на том основании, что эти причалы на балансе госпорта. Можно ожидать, что в случае приватизации ОПЗ, новые собственники могут поднять вопрос - на каком основании порт получает эти деньги? А в последние годы объемы перевалки на причалах ОПЗ составляли 6-8 млн. т.

Если бы прокуратуре удалось добиться лишения свидетельства Регистра на причал №16, то к нему не могли бы подходить суда. А через другие причалы ТИСа перевалка зерна невозможна. На сегодня, в Украине, это самый глубоководный зерновой терминал. Только ТИС, а также зерновые терминалы Одесского и Ильичевского портов могут обеспечить конкурентоспособный экспорт на крупнотоннажных судах типа Panamax (дедвейтом около 70 тыс.т.) в такие регионы как Юго-Восточная Азия и Африка. Зерновые терминалы, в большинстве остальных портов, могут принимать суда со значительно меньшим дедвейтом, конкурентоспособные, для перевозок в регионе Черного и Средиземного морей.

На 2009-2010 маркетинговый год, через зерновой терминал ТИС законтрактовано к перевалке около 5,5 млн. т зерна или около 30% прогнозируемого украинского экспорта. Если бы чиновникам удалось заблокировать работу этого зернового терминала, то пострадали бы, прежде всего, отечественные производители и зернотрейдеры, о которых так заботится в последнее время премьер-министр, т.к. экспорт через другие порты такого дополнительного объема зерновых возможен лишь теоретически.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua