«Укрзализныця»: тарифная революция?

На рассмотрение общественности представлен проект приказа Минтранссвязи «О введении в действие Сборника грузовых тарифов железнодорожного транспорта Украины и Коэффициентов, которые применяются к тарифам Сборника грузовых тарифов железнодорожного транспорта Украины». Согласно этому документу, новый Сборник должен вступить в силу с 01.01.2009 г.

При разработке Сборника специалистами УЗ были применены принципы тарифообразования, принятые в большинстве стран мира. Основной из них - разделение ж-д тарифа на инфраструктурную, локомотивную и вагонную составляющие. Таким образом, действующий Сборник, формировавшийся по принципам, неизменным со времен Советского Союза (периодически корректировались только коэффициенты к тарифам), наконец-то уйдет в прошлое.

Новый Сборник тарифов будет удовлетворять директивам ЕС по ж-д транспорту и требованиям ВТО к установлению тарифов, что, по мнению авторов проекта, поможет избежать антидемпинговых расследований и других дискриминационных мер по отношению к железнодорожной монополии. Но главным новшеством станет прозрачность тарифов и четкое выделение вагонной составляющей. Благодаря этому для владельцев грузовых вагонов тариф будет снижен на понятную величину, что позволит четко прогнозировать окупаемость инвестиций в приобретение собственного подвижного состава.

Однако, наряду с прогрессивными изменениями, в новый Сборник также заложена «бомба» в виде очередного повышения тарифов. По подсчетам УЗ, в результате его введения рентабельность перевозок в 2009 г. составит 16,2% (рентабельность грузоперевозочной работы «Укрзализныци» в 2007 г. составила 23%, совокупная рентабельность - 0,23%), дополнительные отчисления в госбюджет составят 4,266 млрд. грн. а доходы УЗ от грузоперевозок увеличатся на 7,584 млрд. грн.

Последняя цифра и может стать камнем преткновения на пути принятия нового Сборника. Основные клиенты «Укрзализныци» - предприятия горно-металлургического комплекса - находятся в серьезном кризисе и предсказуемо выступят против повышения тарифов. События последних месяцев показывают, что металлургическому лобби под силу добиться от правительства выгодных для ГМК решений. Учитывая это, а также разразившийся в стране политический кризис, сложно рассчитывать на своевременное принятие этого приказа Минтранссвязи.

Хочется надеяться, что новый тарифный Сборник не «погибнет» только, например, из-за стремления грузовладельцев не допустить увеличения тарифов. А если все заинтересованные стороны постараются пойти на взаимные уступки, найти точки соприкосновения, то, чем бы не закончились перипетии в парламенте и правительстве, этот поистине революционный (для такой консервативной структуры, как «Укрзализныця») документ все же вступит в силу в ближайшее время.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua