В мае 2008 г. плачевное состояние подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры привело к конфликтам между «Укрзализныцей» и промпредприятиями
По итогам первой декады мая руководство Донецкой железной дороги заявило о задержках погрузки и выгрузки вагонов предприятиями угольной промышленности и топливно-энергетического комплекса. Причем если угольщики замедлили темпы отгрузки, то представители ТЭК задерживали выгрузку из-за поступления в свой адрес некачественной продукции.
Подлили масла в огонь металлургические предприятия Донбасса. В своем развитии и погоне за расширением объемов производства метзаводы, по-видимому, забыли о параллельном развитии подъездных мощностей по приему сырья, что стало приводить к срыву планов выгрузки железнодорожных вагонов. Все эти факторы привели к усугублению и без того существующего дефицита подвижного состава.
В результате на Донецкой ж/д сложилась катастрофическая ситуация. Среднее время пребывания вагонов на подъездных путях предприятий за четыре месяца 2008 г. составило 27,75 часа, что на 2,02 часа (7,9%) больше аналогичного периода прошлого года. Срывы выгрузки по предприятиям, которые обслуживаются ДЖД, составили почти 280 тыс. вагонов (2 тыс. 312 шт. в среднем в сутки), что на 100 тыс. 613 вагонов больше, чем за январь-апрель 2007 г.
В конце месяца печальную эстафету подхватила Днепропетровская область. 23 мая 2008 г. руководство Приднепровской железной дороги своим приказом запретило отгрузку сырья и материалов для ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог», мотивируя этот шаг накоплением вагонов в ожидании выгрузки на подъездной станции. Глава администрации меткомбината по производству Владимир Шеремет обратился за помощью к руководству Минпромполитики.
Как сообщила пресс-служба министерства, на совещании 29 мая 2008 г. с участием всех сторон конфликта было принято решение отменить приказ Приднепровской ж/д, а руководство «Укрзализныци» пообещало впредь не вводить такие запреты без согласования с предприятием.
Казалось бы, спор разрешен, однако на сайте УЗ в разделе «Временные ограничения относительно перевозок» по состоянию на 2 июня значится конвенция на отгрузку угля и кокса в адрес ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог», объявленная телеграммой ЦЗЛ-14/248 от 28.05.2008 г. Через два дня, 30.05.2008 г. в нее внесено изменение, касающееся снятия запрета на погрузку углей.
В возникновении такой ситуации виноваты обе стороны. Очевидно, что нехватка полувагонов - «заслуга» УЗ, а за недоразвитость подъездных транспортных путей отвечают сами промпредприятия. Главный вывод, который нужно сделать из всего этого правительству - даже самые яркие достижения флагманов промышленности могут быть сведены на нет отсутствием адекватного развития транспортной инфраструктуры.