«Укрзализныця» и зернотрейдеры договорились о сотрудничестве

Ситуация на рынке перевозок зерна и железными дорогами, похоже нормализуется. УЗ и Украинская зерновая ассоциация подписали меморандум о сотрудничестве.

Главным достижением зернотрейдеры считают договоренность о создании экспертной рабочей группы из представителей крупнейших операторов рынка, профильных ассоциаций и специалистов УЗ. Данная структура будет каждый вторник проводить селекторное совещание и оперативно решать возникающие проблемы.

В качестве примера такого взаимодействия глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах, во время церемонии подписания меморандума о сотрудничестве, привел оперативное решение проблемы остановки экспорта украинского шрота в Беларусь с 1 февраля 2012 г.. Напомним, в январе УЗ объявила об отзыве всех вагонов из стран СНГ, в связи с массовым их использованием местными операторами. Дело в том, что ставки на аренду украинских вагонов гораздо ниже российских, чем активно и пользовались экспедиторские компании.

Под запрет попали вагоны и для перевозки украинского шрота в Беларусь, для этих целей - в среднем, в месяц используется около 1 тыс. вагонов. Собственного парка вагонов у операторов рынка нет, поэтому экспорт остановился. А это около 1 млн. т из 3,5 млн. т производимого в Украине шрота. Чтобы решить проблему УЗ и УСПП, отработали схему взаимодействия по которой вагоны оперативно будут возвращаться в Украину, что и разблокировало поставки шрота в Беларусь.

По такой же схеме предполагается решать проблему оборачиваемости зерновозов. «Только 15-17% времени вагон находится в движении. Все остальное время он простаивает в ожидании погрузки или выгрузки, поэтому мы ставим вопрос об улучшении взаимодействия между «Укрзализныцей» и зернотрейдерами по ускорению оборота вагонов, первый опыт уже имеется - мы сотрудничаем в этой сфере с компанией «Нибулон». В рамках сотрудничества с зернотрейдерами и УСПП, мы планируем отработать этот механизм и с другими операторами, с тем, что максимально ускорить оборачиваемость вагонов и не создавать дефицит», - отметил гендиректор УЗ Владимир Козак.

Ускорение оборачиваемости вагонов также накладывается на другую проблему железнодорожников - износ подвижного состава. Сейчас в парке «Укрзализныци» 11 тыс. зерновозов - этого вполне достаточно для удовлетворения спроса на перевозки, но, по прогнозам экспертов, уже через год надо будет списывать как минимум 10% парка по причине их износа. А это приведет к дефициту подвижного состава. Если будет создан эффективный механизм ускорения оборота вагонов, частично проблема будет решена. Вторая составляющая в этом вопросе - создание привлекательных условий для зернотрейдеров в покупке собственных вагонов. До сих пор, операторы рынка скептически относились к такому сотрудничеству, отмечая, что зерновозы используются только 6 месяцев в году. Все остальное время они простаивают, поэтому вложения в вагоны для них были малопривлекательными. Между тем, УЗ самостоятельно не сможет решить проблему обновления вагонного парка, что и вызывает необходимость совместного решения проблемы. Как утверждают в УСПП, такой механизм будет предложен рынку в ближайшее время благодаря созданной совместной экспертной группе.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua