Укртрансинспекция: как «тень» воюет с «тенью»

«Нелегальные» автоперевозчики давно уже стали основным объектом «внимания» со стороны чиновников Укртрансинспекции. При этом, их существование приносит немалую выгоду этим же чиновникам.

В начале марта 2013 г. был задержан при получении взятки начальник Одесского управления Укртрансинспекции Сергей Черноиваненко. Причем размер взятки, для нашего времени, весьма скромен - $1 тыс. и ящик виски Johnnie Walker Red Label.

Это уже не первый подобный случай. Так, в ноябре 2012 г. «погорел» руководитель Укртрансинспекции в Крыму Игорь Исаев. Уголовное дело было возбуждено по факту вымогательства взятки в сумме $50 тыс. Еще раньше, нечто подобное произошло в Закарпатье. Кроме того, к сожалению, не стали достоянием общественности многочисленные факты задержания рядовых сотрудников инспекции.

Укртрансинспекция была создана в апреле 2011 г. Кроме перешедших к ней функций Глававтотрансинспекции (создана в 2004 г.), она занимается вопросами безопасности на железнодорожном транспорте, городском электротранспорте и при эксплуатации автодорог. По информации опрошенных tbu.com.ua руководителей ряда транспортных компаний именно автотранспортная составляющая работы Укртрансинпескции стала в последние годы наиболее коррумпированной. Это и взятки за получение права на маршруты, искусственное создание проблем для перевозчиков, которые затем решаются известным способом, и т.д.

Здесь уместно напомнить, что нынешняя «модель» работы сформировалась при Иосифе Винском. Так весной 2008 г., пошли разговоры о том, что начальники территориальных управлений Глававтотрансинспекции за право остаться на должности должны были внести $50 тыс. Соответственно возросла нагрузка и на перевозчиков. Через полгода «акция» повторилась.

Отметим, что до сентября 2008 г. инспекцию возглавлял Константин Логутов. Затем в 2009-2011 гг. Юрий Майборода, который до этого был заместителем К.Логутова. В отношении него можно сказать, что это редкий случай преемственности и работы чиновника такого уровня в правительствах Ю.Тимошенко и Н.Азарова. А сейчас он возглавляет управление организации перевозок Укртрансинспекции.

Основным содержанием деятельности инспекции в последние годы являлась «борьба» с нелегальными перевозчиками. На самом высоком уровне неоднократно заявлялось, что нелегалы уничтожают рынок автоперевозок, лишают доходов «белых» перевозчиков, что они не дают возможности закупать новые автобусы, создают проблемы для безопасности перевозок.

При этом с каждым годом беспощадной борьбы с «нелегалами» их становится все больше. В 2010 г. ныне покойный президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков (ВААП) Виталий Рева оценивал долю «нелегалов» в 35-40%. Он отмечал, что за последние три года (с 2007 г. - ред.) количество «нелегальных» автобусов, выросло с 15 тыс. до 30 тыс. Всего же на перевозках пассажиров в Украине задействовано около 70 тыс. автобусов разных типов, По его оценке в 2009 г. совокупные потери бюджета, недополученные доходы легальных перевозчиков и автостанций составили около 7 млрд. грн.

В начале марта 2013 г. вышел первый номер журнала ВААП «УкрАвтоТранс». И, главной темой номера стала проблема «нелегалов». В материалах издания отмечается, что их доля на рынке уже достигла 50%.

При этом, по информации пресс-службы Укртрансинспекции, в прошлом году было проведено 3264 проверки. Во время проведения контроля было выявлено 54089 нарушений законодательства об автотранспорте, из которых 21605 были выявлены у перевозчиков, которые предоставляли услуги «нелегально». По результатам проверок было вынесено 16751 постановление о применении финансовых санкций в виде штрафа, на общую сумму 16601 510 грн., в т.ч. «нелегалы» уплатили 7647440 грн.

Но если, по данным ВААП, половина рынка находится в тени, то почему «белые» перевозчики пострадали от финансовых санкций сильнее? Тот ли выбран метод борьбы с «нелегалами» - штрафы на сумму менее $1 млн., если в тени остается около $1 млрд?

Очевидно, что существование «нелегалов» выгодно контролирующим органам. Если Укртрансинспекция постоянно фигурирует в сводках правоохранительных органов, не лучше ли функции контроля автотранспортного законодательства передать ГАИ? Во многих странах эти функции выполняет именно дорожная полиция.

По крайней мере, в структуре ГАИ в 30 раз больше сотрудников и на порядки меньше фактов задержания высокопоставленных чиновников за взятки и вымогательство. Да и перевозчикам будет полегче. Ведь проще иметь дело с одной контролирующей структурой, чем с двумя.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua