«Укрферри» оставили в пуле

Несмотря на потраченные руководством СК «Укрферри» время, нервы и другие издержки, украинской компании все же придется находить общий язык с коллегами из «Болгарского морского флота».

12 марта 2010 г. ВР не приняла закон «О денонсации соглашения между правительством Республики Болгария, исполнительной властью Грузии и Кабинетом министров Украины о совместной эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна (Республика Болгария), Поти/Батуми (Грузия) и Ильичевск (Украина)». За него проголосовали только 169 депутатов.

Соглашение, о котором идет речь, было подписано 17 апреля 1999 г., и вобрало в себя, действующие на тот момент, украинско-болгарское и украинско-грузинское соглашения о железнодорожных паромных перевозках, согласно которому, два железнодорожных парома СК «Болгарский морской флот» (БМФ) «Герои Одессы» и «Герои Севастополя» получили возможность в рамках пула участвовать в перевозках между Украиной и Грузией. С украинской стороны оператором выступает СК «Укрферри» и выполняет перевозки на судах такого же типа «Герои Шипки» и «Герои Плевны», вмещающих до 108 вагонов. На таких же условиях пула, еще в рамках соглашения между СССР и Болгарией, с 1978 г. действовала паромная линия Ильичевск - Варна.

Конфликт между «Укрферри» и БМФ начался в 2008 г. после приватизации БМФ и покупки 70% акций немецко-болгарским консорциумом «Кей Джи Маритайм Шиппинг». С 1 мая 2009 г. БМФ в одностороннем порядке прекратила действие «Инструкции о взаиморасчетах». Согласно этому документу распределение доходов между «Укрферри» и БМФ осуществляется пропорционально количеству рейсов с соблюдением паритета, согласно принципу расчета по финансовому пулу. Но, в условиях кризиса обнаружился перекос в пользу загрузки паромов «Укрферри» и болгары предложили урегулировать эту проблему.

«Укрферри» в свою очередь, обвинило болгар в демпинге. В августе 2009 г. БМФ отказалась от услуг «Укрферри», выступавшей их агентом в Украине. Новым представителем было определено ЗАО «Пласке».

Фактически речь шла о попытке вытеснить болгар с рынка перевозок между Украиной и Грузией. Поскольку, в условиях кризиса грузов на всех не хватало. При этом болгарская сторона заявляла, что в 2009 г. на грузинском направлении более 51% рейсов выполнил паром «Грейфсвальд» (приобретен «Укрферри» в 2004 г, ходит под флагом Грузии) и перевез свыше 70% грузов. Естественно, что тоннаж этого парома не был предусмотрен соглашением 1999 г. и очевидно, что поставив его на линию без согласования с болгарской стороной, «Укрферри» также нарушила существующие договоренности.

Но денонсация соглашения изначально выглядела неадекватной мерой. Во-первых, при оживлении экономики своими силами «Укрферри» неспособна обеспечить грузопоток. Во-вторых, грузоотправителей интересует, чтобы паромы ходили по расписанию. В условиях конфликта двух судоходных компаний и прекращения работы в пуле, неизбежно начнется хаос. Плюсом для грузоотправителей может быть только то, что конкуренция может привести к снижению весьма высоких тарифов. И, в третьих, даже в случае денонсации соглашения, никто не сможет запретить заход в международный порт Ильичевск болгарских паромов и перевозки грузов на порты Грузии.

Как видим, инициатива президента «Укрферри» А.Курлянда не получила поддержки в парламенте. Но очевидно, что даже сам факт такой инициативы, поддержка Минтранссвязи и других ведомств явно не улучшили международный имидж Украины.

Не на пользу это и Верховной Раде. Судя по стенограмме этого заседания, многие депутаты, лоббировавшие интересы «Укрферри», не вполне понимали, о чем говорят, да еще и наговорили кучу гадостей в адрес Болгарии и Грузии.

А наиболее четко суть проблемы изложил Николай Круглов (министр транспорта в 1997 г. – ред.). [начало цитаты] «На сегодняшний день это является прямым лоббированием одной коммерческой структуры под видом защиты национальных интересов.

Первое. На профильном транспортном комитете, который должен был рассматривать эту ситуацию, этот проект даже не выносился. В этом проекте нет совсем никакой экономики. Поэтому говорить о том, что кто-то кому-то мешает, предоставляет или, как мы говорим, сегодня плохо работают по отношению к Украине, это совсем неверно. Необходимо рассматривать этот трехсторонний договор как баланс грузоперевозки. И пока специалисты, ни автомобилисты, ни железнодорожники не дали своих выводов, говорить сегодня о денонсации - это значит говорить в пользу этого человека, который на сегодняшний день взял в аренду два государственных парома и работает. Фамилия этого человека - Курлянд» [конец цитаты].




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua