«Укравтодор»: шаг вперед и три назад

Судя по всему, Администрация президента, Кабмин, и «Укравтодор» сосуществуют в разных реальностях. Одни заявляют о строительстве тысяч километров новых дорог, вторые признают провал многих программ, а третьи вообще рапортуют о росте показателей чуть ли не в разы.

Не успел новый глава «Укравтодора» Евгений Прусенко заявить о готовности построить, модернизировать и ввести в эксплуатацию в этом году около 1,3 тыс. км новых дорог, как его «поправил» Николай Азаров. В ходе заседения Кабмина он признал, что «Укравтодор» вынужден в 2013 г. отказаться от масштабного строительства новых автомагистралей.

«К большому сожалению, надо признать, что реальность не оставляет нам выбора: «Укравтодор» вынужден в текущем году отказаться от масштабного строительства новых автомагистралей, которые на самом деле также нам необходимы. Вместо этого к зиме необходимо полностью завершить капитальный и текущий ремонт дорог», - заявил Н.Азаров.

По его словам, только в этом случае в следующем году появится возможность начать реализацию амбициозной программы автодорожного строительства, благодаря которой автобаны европейского качества объединят все административные центры страны.

Косвенно это признавал и Е.Прусенко на пресс-конференции накануне, но менее категорично. «В этом году из-за отсутствия достаточного финансирования мы вынуждены отказаться от ряда проектов строительства новых магистралей и сконцентрируемся на модернизации, капитальном и среднем ремонте дорог», - заявил Е.Прусенко. И, буквально сразу же после этого он заявляет, что «Укравтодор» готов начать концессионные проекты по строительству дорог на сумму €20 млрд.

Первоочередные проекты предполагают передачу в концессию 6 участков дорог. «Перечень объектов включает Большую окружную дорогу вокруг Киева, дороги Ривне – Броды – Львов - Краковец, Харьков - Щербаковка (с привлечением к этому объекту существующей дороги первой категории Харьков - Перещепино - Новомосковск), Одесса - Рени на участке от Одессы до Монаши, Ульяновка - Николаев - Херсон - Крым и Новомосковск - Крым… Это только первоочередные проекты, у нас есть десятки других проектов, главное, чтобы система заработала, для этого мы сейчас разрабатываем новую систему взаимодействия государственно-частного партнерства», - отметил Е.Прусенко.

Надо отметить, что все эти проекты обсуждаются на уровне Кабмина и «Укравтодора» почти двадцать лет и до сих пор очереди из инвесторов не наблюдается. Достаточно вспомнить «классический» концессионный проект строительства дороги Львов - Краковец. Его первая презентация состоялась еще в 1996 г. Трассу уже передавали инвестору, но он так и не смог довести проект до логического завершения. Похожая ситуация и с другими проектами.

Неофициально западные банкиры откровенно признаются - у них нет доверия к Украине. «Завтра будет очередной политический процесс, по примеру Тимошенко или Луценко, мою концессию признают незаконной и я следующее десятилетие буду доказывать в судах свою правоту. Ситуацию могли бы исправить гарантии первоклассных западных банков по этим проектам, но они не хотят давать такие гарантии под украинские дороги», - отметил один из инвестиционных банкиров, пожелавший остаться неизвестным.

На этом фоне достаточно странным выглядит виденье руководства «Укравтодора» ситуации финансирования отрасли - в начале руководство ведомства заявляет, что финансирования категорически не хватает и выделенных 15 млрд. грн. просто не хватит на текущий ремонт, а буквально через несколько минут презентует журналистам несколько таблиц из которых следует, что на самом деле ситуация не такая уж безнадежная. Если поискать, то на дороги в Украине выделяет почти в два раза большая сумма - около 26 млрд. грн.

Доходная часть (млн. грн.)

Специальный фонд Госбюджета

15 939,0

В т.ч.

 

Акцизный налог с ввезеных на таможеннюу территорию Украины товаров

8 360,0

Акцизный налог с произведенных в Украине товаров

4 785,0

Таможенная пошлина на нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним

2 774,0

Плата за проезд автомобильных дорог

20,0

Кредитные ресурсы, привелеченные от МФО

3 150,0

Привлеченные средства от размещения облигаций, выпущенных в 2012 году под госгарантии

7 275,5

Итого

26 364,5

Не менее интересна другая таблица, расходы на содержание дорог.

Расходная часть

Выполнение долговых обязательств по кредитам, выданным под госгарантии

8 408,3

Финансирование совместных проектов за средства МФО

3 150,0

Погашение кредиторской задолженности по выполненных в 2012 году работам

164,1

Субвенция местным бюджетам на строительство, ремонт и эксплуатацию комунальних дорог (15% из спецфонда)

2 390,9

Строительство, реконструкция, капитальный и поточный средний ремонт дорог общего пользования

7 656,7

Эксплуатационное содержание и поточный мелкий ремонт дорог общего пользования

3 248,8

Софинансирование проектов МФО

601,4

Другая деятельность

57,8

Нераспределенные остатки средств

687,4

Итого

26 364,5

Таблицы любезно предоставлены пресс-службой Госагентства «Укравтодор»

Как видно, деньги есть, но почему-то чиновники постоянно меняют свою точку зрения по поводу источников финансирования. Например, откуда взялись более 7 млрд. грн. «средства от размещения облигаций, выпущенных в 2012 г. под госгарантии». Их в прошлом году должны были использовать на строительство дорог к Евро-2012. Такая же ситуация с привлеченными средствами от международных финансовых организаций (МФО). Эти проекты «кочуют» по бюджетам разных годов, что наводит на мысль об элементарном манипулировании цифрами.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua