Судя по всему, Администрация президента, Кабмин, и «Укравтодор» сосуществуют в разных реальностях. Одни заявляют о строительстве тысяч километров новых дорог, вторые признают провал многих программ, а третьи вообще рапортуют о росте показателей чуть ли не в разы.
Не успел новый глава «Укравтодора» Евгений Прусенко заявить о готовности построить, модернизировать и ввести в эксплуатацию в этом году около 1,3 тыс. км новых дорог, как его «поправил» Николай Азаров. В ходе заседения Кабмина он признал, что «Укравтодор» вынужден в 2013 г. отказаться от масштабного строительства новых автомагистралей.
«К большому сожалению, надо признать, что реальность не оставляет нам выбора: «Укравтодор» вынужден в текущем году отказаться от масштабного строительства новых автомагистралей, которые на самом деле также нам необходимы. Вместо этого к зиме необходимо полностью завершить капитальный и текущий ремонт дорог», - заявил Н.Азаров.
По его словам, только в этом случае в следующем году появится возможность начать реализацию амбициозной программы автодорожного строительства, благодаря которой автобаны европейского качества объединят все административные центры страны.
Косвенно это признавал и Е.Прусенко на пресс-конференции накануне, но менее категорично. «В этом году из-за отсутствия достаточного финансирования мы вынуждены отказаться от ряда проектов строительства новых магистралей и сконцентрируемся на модернизации, капитальном и среднем ремонте дорог», - заявил Е.Прусенко. И, буквально сразу же после этого он заявляет, что «Укравтодор» готов начать концессионные проекты по строительству дорог на сумму €20 млрд.
Первоочередные проекты предполагают передачу в концессию 6 участков дорог. «Перечень объектов включает Большую окружную дорогу вокруг Киева, дороги Ривне – Броды – Львов - Краковец, Харьков - Щербаковка (с привлечением к этому объекту существующей дороги первой категории Харьков - Перещепино - Новомосковск), Одесса - Рени на участке от Одессы до Монаши, Ульяновка - Николаев - Херсон - Крым и Новомосковск - Крым… Это только первоочередные проекты, у нас есть десятки других проектов, главное, чтобы система заработала, для этого мы сейчас разрабатываем новую систему взаимодействия государственно-частного партнерства», - отметил Е.Прусенко.
Надо отметить, что все эти проекты обсуждаются на уровне Кабмина и «Укравтодора» почти двадцать лет и до сих пор очереди из инвесторов не наблюдается. Достаточно вспомнить «классический» концессионный проект строительства дороги Львов - Краковец. Его первая презентация состоялась еще в 1996 г. Трассу уже передавали инвестору, но он так и не смог довести проект до логического завершения. Похожая ситуация и с другими проектами.
Неофициально западные банкиры откровенно признаются - у них нет доверия к Украине. «Завтра будет очередной политический процесс, по примеру Тимошенко или Луценко, мою концессию признают незаконной и я следующее десятилетие буду доказывать в судах свою правоту. Ситуацию могли бы исправить гарантии первоклассных западных банков по этим проектам, но они не хотят давать такие гарантии под украинские дороги», - отметил один из инвестиционных банкиров, пожелавший остаться неизвестным.
На этом фоне достаточно странным выглядит виденье руководства «Укравтодора» ситуации финансирования отрасли - в начале руководство ведомства заявляет, что финансирования категорически не хватает и выделенных 15 млрд. грн. просто не хватит на текущий ремонт, а буквально через несколько минут презентует журналистам несколько таблиц из которых следует, что на самом деле ситуация не такая уж безнадежная. Если поискать, то на дороги в Украине выделяет почти в два раза большая сумма - около 26 млрд. грн.
Доходная часть (млн. грн.) |
Специальный фонд Госбюджета |
15 939,0 |
В т.ч. |
|
Акцизный налог с ввезеных на таможеннюу территорию Украины товаров |
8 360,0 |
Акцизный налог с произведенных в Украине товаров |
4 785,0 |
Таможенная пошлина на нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним |
2 774,0 |
Плата за проезд автомобильных дорог |
20,0 |
Кредитные ресурсы, привелеченные от МФО |
3 150,0 |
Привлеченные средства от размещения облигаций, выпущенных в 2012 году под госгарантии |
7 275,5 |
Итого |
26 364,5 |
Не менее интересна другая таблица, расходы на содержание дорог.
Расходная часть |
Выполнение долговых обязательств по кредитам, выданным под госгарантии |
8 408,3 |
Финансирование совместных проектов за средства МФО |
3 150,0 |
Погашение кредиторской задолженности по выполненных в 2012 году работам |
164,1 |
Субвенция местным бюджетам на строительство, ремонт и эксплуатацию комунальних дорог (15% из спецфонда) |
2 390,9 |
Строительство, реконструкция, капитальный и поточный средний ремонт дорог общего пользования |
7 656,7 |
Эксплуатационное содержание и поточный мелкий ремонт дорог общего пользования |
3 248,8 |
Софинансирование проектов МФО |
601,4 |
Другая деятельность |
57,8 |
Нераспределенные остатки средств |
687,4 |
Итого |
26 364,5 |
Таблицы любезно предоставлены пресс-службой Госагентства «Укравтодор»
Как видно, деньги есть, но почему-то чиновники постоянно меняют свою точку зрения по поводу источников финансирования. Например, откуда взялись более 7 млрд. грн. «средства от размещения облигаций, выпущенных в 2012 г. под госгарантии». Их в прошлом году должны были использовать на строительство дорог к Евро-2012. Такая же ситуация с привлеченными средствами от международных финансовых организаций (МФО). Эти проекты «кочуют» по бюджетам разных годов, что наводит на мысль об элементарном манипулировании цифрами.