«Укравтодор» рассказал как построит 1,5 тыс. км «новых» дорог

Задание правительства построить 1,5 тыс. км новых дорог, ни в этом, ни в следующем году выполнено не будет.

В этом, по сути, был вынужден признаться замглавы «Укравтодора» Евгений Прусенко. Как и предполагали специалисты, за этой цифрой стоят обыкновенные манипуляции терминами. Под понятием «строительство новых дорог» понимают ввод в эксплуатацию трасс. То есть не постройка «с нуля» новой дороги, а ремонт, реконструкция и модернизация существующих. Таким образом, и получаются, упомянутые 1,5 тыс. км новых дорог.

Это и не удивительно. Если разобраться с объемами финансирования отрасли, то такое количество новых дорог построить просто физически невозможно. Так, в прошлом году было введено в эксплуатацию 973 км дорог. На это, по словам Е.Прусенко, было потрачено около 11 млрд. грн., из которых 3 млрд. пошли на погашение ранее взятых кредитов. В этом году - 8,187 млрд. грн. будет направлено из общего фонда госбюджета, 4,277 млрд. грн. в виде кредитов иностранных банков, и около 3 млрд. грн. планируется привлечь в виде кредитов под госгарантии. Всего чуть более 12 млрд. грн. (правда, неясно, сколько из этой суммы пойдет на погашение ранее взятых кредитов).

Но, в данном случае, речь об элементарной арифметике - средняя стоимость строительства новой дороги 1-й категории в Украине составляет 39 млн. грн. Таким образом, на выделенные в этом году на все дороги средства можно построить в лучшем случае 300 км новых магистралей. Это, разумеется, если забыть о необходимости содержания остальных 170 тыс. км.

К этому следует добавить тот факт, что по оценкам «Укравтодора», полученные в 2010 г. на содержание дорог средства покрыли только 14% от минимальной потребности. При этом, 70% украинских дорог пропустили уже по 2-3 межремонтных срока, что приводит к серьезным разрушениям и необходимости дополнительных инвестиций. Другими словами, с финансированием дорожной отрасли необходимо что-то делать, иначе еще год-два и в стране будут не дороги, а направления движения.

В «Укравтодоре» выход видят в привлечении западных компаний к концессиям на строительство трасс. Об этом говорят уже почти 15 лет, но до сих пор четких условий в законодательстве так и не прописали. Из-за этого инвесторы приходят, подписывают протоколы о намерениях… и уходят. Классический пример трасса Львов - Краковец. С конца 90-х гг. ее пытаются сдать в концессию то одному, то другому оператору. Все закончилось заявлением вице-премьера Бориса Колесникова, что государство будет реконструировать трассу за собственные средства.

На этом фоне несколько странным выглядят намерения «Укравтодора», в ближайшие несколько лет, привлечь под концессионное строительство $30,6 млрд. на 4,5 тыс. км дорог. Пока достоверно известно, что на первом этапе отдадут три участка: Харьков - Щербаковка, Ульяновка - Николаев - Херсон - Красноперекопск - Симферополь и Новомосковск - Симферополь. Якобы до конца года будут завершены все процедуры и проведены по концессионным конкурсам. Утверждены и ставки на проезд такими дорогами - 30 копеек за км. По крайней мере, так планируют в «Укравтодоре» - переговоры ведутся с компаниями из Франции, Испании, Индии, Израиля и других стран. Будут ли реализованы эти планы - покажет время. Но, судя по ситуации, в дорожной отрасли без решения вопроса с концессионным строительством проблема финансирования возведения новых магистралей не решиться.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua