«Укравтодор» объявил войну ямам

В Госслужбе автомобильных дорог назвали причины плохого состояния отечественных магистралей: бедность, погода и тяжелые грузовики.

На пресс-конференции 26 марта 2009 г. председатель «Укравтодора» Вадим Гуржос назвал три основных причины сезонных разрушений, которым подверглись отечественные автодороги общего пользования. По его мнению, это хроническое недофинансирование отрасли, сложные погодно-климатические условия в зимне-весенний период, а также резкое увеличение общей массы транспортных средств в последние годы.

По словам В.Гуржоса, большинство автодорог Украины были построены 30-40 лет назад, во времена, когда основным показателем было количество построенных километров, а не качество автомагистралей. Именно низкое качество автотрасс, а также срыв установленных нормативов по текущим и капитальным ремонтам привели к сегодняшней плачевной ситуации. «Могу сказать откровенно: из 20 тыс. км дорог государственного значения примерно 85% (17 тыс. км) требуют полного восстановления, проведения капремонтов и реконструкций. Для приведения этих дорог в соответствие нормативным требованиям необходимо в среднем $3 млн. на 1 км. Получается значительная цифра, и на сегодня состояние экономики не позволяет полностью сделать это за счет госбюджета. Примерно такая же ситуация - и на дорогах местного значения», - отметил он.

Кроме того, как пояснил глава «Укравтодора», прошедшей зимой вследствие периодических похолоданий и потеплений происходили частые температурные переходы через отметку 0 градусов. В результате таких перепадов влага проникает через поверхность дорожного покрытия и разрушает его. «Вследствие этого мы получили значительные разрушения практически на всех автодорогах, в т.ч. и государственного значения», - резюмировал В.Гуржос.

Еще одной причиной ускоренного разрушения дорог глава «Укравтодора» считает отсутствие эффективного контроля за движением большегрузного транспорта. «К большому сожалению, до последнего времени весовой контроль в Украине практически отсутствовал. Было всего несколько стационарных пунктов, которые контролировали общую массу транспортных средств, но они не выполняли свои функции. Начиная с 2008 г., мы внедрили 25 передвижных и один стационарный (в Ровенской области, на дороге Киев-Чоп) пункт для взвешивания автотранспорта и контроля избыточной массы. За этот период проведено примерно 20 тыс. взвешиваний, приблизительно в 30% случаев выявлены нарушения», - рассказал он.

По мнению В.Гуржоса, в отличие от большинства стран Европы, действующее законодательство Украины еще не может достаточно эффективно влиять на этот процесс. «На мой взгляд, мы подняли этот вопрос слишком поздно. Начали говорить об этом с 2005 г., но постоянно получали серьезное сопротивление перевозчиков. Только в 2008 г. мы инициировали принятие соответствующего постановления Кабмина, которым регулируется проезд большегрузного и негабаритного транспорта. Однако на сегодня нельзя сказать, что этот документ работает эффективно. В случае выявления автотранспортного средства, идущего с превышением предельно допустимой общей массы, штраф носит символический характер. Я думаю, перевозчику выгоднее выплатить подобный штраф, нежели двигаться на автомобилях с меньшей массой. Сегодня есть случаи, когда груз перевозится через границу на трех автомобилях, а потом перегружается на два и дальше везется по Украине. Особенно много злоупотреблений случается в летний период, что приводит к разрушениям драматического характера», - отметил он.

Бороться с «разрухой» в «Укравтодоре» планируют с помощью рекордного финансирования. В 2009 г. на развитие дорожного хозяйства из госбюджета будет выделено 14,9 млрд. грн., еще 1,46 млрд. грн. поступят в виде кредитов ЕБРР и ЕИБ. Правда, около 2,5 млрд. грн. придется отдать на выплату процентов по ранее взятым займам, но и оставшаяся сумма выглядит солидно.

Выступление В.Гуржоса настраивает на оптимистичный лад. Глава «Укравтодора» заверяет, что нынешний год станет переломным в вопросах финансирования, а техники и опыта у отечественных дорожников достаточно. По его мнению, к Евро-2012 все дороги госзначения будут готовы на 100%, но проверить это обещание можно будет еще не скоро. А вот другое, более «приземленное» заявление - о том, что к 1 мая 2009 г. все сезонные разрушения на этих автотрассах будут ликвидированы - возможно, станет своеобразным тестом на способность руководства отрасли адекватно оценивать ситуацию и выполнять намеченные планы.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua