Мировой финансовый кризис, как ни странно, принес авиакомпаниям некоторое облегчение, ведь одним из его последствий стало падение цен на нефть. Однако не всем перевозчикам удалось «выжить» в это сложное время.
Когда в первой половине этого года стоимость нефти стала бить все рекорды, авиакомпании первыми из перевозчиков приняли на себя ценовой удар. За год (с августа 2007 г.) авиакеросин подорожал на 89%. В результате топливная составляющая в общих операционных затратах авиакомпаний выросла с 35-40% в прошлом году до 60-80%. Именно это стало причиной банкротств многих авиапредприятий. Ощутили топливный шок и пассажиры, на кошельки которых попытались переложить свои проблемы авиаперевозчики.
Авиарынок РФ лихорадило не меньше других. Одним из следствий летних топливных потрясений стало создание новой авиакомпании - «Авиалинии России», о котором было официально объявлено 21 октября 2008 г. Ее учредителями выступили госкорпорация «Ростехнологии» (50% + 1 акция) и правительство Москвы (50% - 1 акция). Взносом ГК «Ростехнологии» станут переданные на ее баланс госпакеты акций (по 100% ГТК «Россия», «Дальавиа», «Владавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Кавминводыавиа», «Оренавиа», 51% «Красэйр», 50,04% ДАЛ, 50,9% «Саратовских авиалиний», 46,5% «Самары»), правительство Москвы внесет 51% акций авиакомпании «Атлант-союз».
И хотя из 250 самолетов, имеющихся у 11 авиакомпаний, которые войдут в «Авиалинии России», к эксплуатации пригодны только около 60, учредители планируют к 2012 г. выйти на объем перевозок около 20 млн. пассажиров в год. В этом случае создаваемая компания отберет звание крупнейшего авиаперевозчика РФ у «Аэрофлота», который в 2007 г. перевез около 8,2 млн. чел.
То, что данное слияние стало результатом топливного кризиса, подтвердил и глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов. «Созданием нового российского оператора на рынке внутренних и международных авиаперевозок государство дает адекватный ответ на угрозы и вызовы, которые связаны в первую очередь с их убыточностью», - заявил он.
При всех различиях внутриполитической жизни, в сфере авиатранспорта Украина и РФ имеют схожие проблемы. Хотелось бы, чтобы об угрозах, связанных с монополизацией рынка авиатоплива, а также присоединением нашей страны к программе «Открытое небо» помнили отечественные чиновники и авиакомпании. Ведь после либерализации рынка авиаперевозок составлять конкуренцию мировым гигантам станет еще сложнее. Возможно, чтобы выжить, нашим перевозчикам также нужно объединиться?