«Топливная удавка» как стимул слияния авиакомпаний

Мировой финансовый кризис, как ни странно, принес авиакомпаниям некоторое облегчение, ведь одним из его последствий стало падение цен на нефть. Однако не всем перевозчикам удалось «выжить» в это сложное время.

Когда в первой половине этого года стоимость нефти стала бить все рекорды, авиакомпании первыми из перевозчиков приняли на себя ценовой удар. За год (с августа 2007 г.) авиакеросин подорожал на 89%. В результате топливная составляющая в общих операционных затратах авиакомпаний выросла с 35-40% в прошлом году до 60-80%. Именно это стало причиной банкротств многих авиапредприятий. Ощутили топливный шок и пассажиры, на кошельки которых попытались переложить свои проблемы авиаперевозчики.

Авиарынок РФ лихорадило не меньше других. Одним из следствий летних топливных потрясений стало создание новой авиакомпании - «Авиалинии России», о котором было официально объявлено 21 октября 2008 г. Ее учредителями выступили госкорпорация «Ростехнологии» (50% + 1 акция) и правительство Москвы (50% - 1 акция). Взносом ГК «Ростехнологии» станут переданные на ее баланс госпакеты акций (по 100% ГТК «Россия», «Дальавиа», «Владавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Кавминводыавиа», «Оренавиа», 51% «Красэйр», 50,04% ДАЛ, 50,9% «Саратовских авиалиний», 46,5% «Самары»), правительство Москвы внесет 51% акций авиакомпании «Атлант-союз».

И хотя из 250 самолетов, имеющихся у 11 авиакомпаний, которые войдут в «Авиалинии России», к эксплуатации пригодны только около 60, учредители планируют к 2012 г. выйти на объем перевозок около 20 млн. пассажиров в год. В этом случае создаваемая компания отберет звание крупнейшего авиаперевозчика РФ у «Аэрофлота», который в 2007 г. перевез около 8,2 млн. чел.

То, что данное слияние стало результатом топливного кризиса, подтвердил и глава ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов. «Созданием нового российского оператора на рынке внутренних и международных авиаперевозок государство дает адекватный ответ на угрозы и вызовы, которые связаны в первую очередь с их убыточностью», - заявил он.

При всех различиях внутриполитической жизни, в сфере авиатранспорта Украина и РФ имеют схожие проблемы. Хотелось бы, чтобы об угрозах, связанных с монополизацией рынка авиатоплива, а также присоединением нашей страны к программе «Открытое небо» помнили отечественные чиновники и авиакомпании. Ведь после либерализации рынка авиаперевозок составлять конкуренцию мировым гигантам станет еще сложнее. Возможно, чтобы выжить, нашим перевозчикам также нужно объединиться?




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua