Тернистый путь автодорог Украины

В целях поддержания экономики и преодоления кризиса Кабмин намерен развивать дорожное строительство. Правда, это станет возможным только после принятия новых законов и привлечения многомиллиардных инвестиций.

1 декабря 2008 г. в Кабмине состоялось совещание, посвященное развитию транспортной инфраструктуры. На нем рассматривались 19 приоритетных инвестпроектов по сооружению автодорог протяженностью около 3,5 тыс. км, а также 34 мостов, 239 путепроводов и 2 туннелей.

Расчет правительства верен - развитие инфраструктурного строительства является одним из основных способов выведения экономики из кризиса. Так поступали и Германия после Первой Мировой войны, и США во времена Великой депрессии, аналогичные действия собирается предпринять Китай. Однако в Украине на пути таких начинаний существуют «особенные» препятствия.

Во-первых, для реализации подобных проектов нужно усовершенствовать законодательную базу. Закон Украины «О концессиях на строительство и реконструкцию автомобильных дорог», принятый еще в декабре 1999 г., предусматривает только одну форму возврата инвестиций - прямую плату за использование магистралей. В нашей стране эта схема оказалась неработоспособной, что подтверждается отсутствием автодорог, построенных на принципах концессии. За прошедшее время было подписано только два концессионных договора (на строительство и эксплуатацию автодорог Львов-Краковец и Львов-Броды), но строительные работы на этих объектах так и не начаты.

Дискуссии о необходимости внесения в этот закон изменений не увенчались решением ВР. Соответствующий законопроект постигла судьба многих ему подобных - его просто не успели принять, ведь у народных депутатов в последние годы были дела и поважнее… Текущая ситуация также не вселяет оптимизма - нынешний состав Рады еще менее работоспособен, чем предыдущие. А ведь кроме закона о концессиях на строительство автодорог нужно принять еще законы о принципах государственно-частного партнерства и о выкупе земель для общественных нужд. В этой связи рассуждения председателя «Укравтодора» Вадима Гуржоса о готовности перехода к модели «эксплуатационной готовности», когда государство гарантирует концессионеру возврат вложенных инвестиций в оговоренные сроки, без решений ВР так и остаются разговорами.

Второй проблемный аспект - инвестиции. Премьер-министр оценила стоимость представленных на рассмотрение проектов в 118 млрд. грн. Где взять такую сумму, да еще и на приемлемых условиях, Юлия Тимошенко не уточнила. В реальности же «Укравтодор» не может погасить долги перед подрядчиками на сумму 1 млрд. грн.

К сожалению, у Украины нет Стабилизационного фонда, как у РФ, или возможностей разом «влить» в экономику $500-700 млрд., как это собираются сделать Китай, США и ЕС. Остается уповать на международные финансовые организации. Но во время глобального финансового кризиса доступ к их дешевым кредитным ресурсам усложняется, поэтому надежда на приток столь масштабных инвестиций также слаба. К тому же, сами представители отечественных органов исполнительной власти делают все, чтобы показать Украину нестабильным и непредсказуемым партнером.

Ярким примером этому служит сегодняшнее высказывание В.Гуржоса о том, что автодорога Чоп-Львов-Киев не имеет перспектив развития, кроме как в рамках существующей II категории. И это говорится о магистрали, которая является частью сразу двух панъевропейских транспортных коридоров и строится на деньги ЕБРР и ЕИБ! Оказывается, для обеспечения транзитных автотранспортных потоков «вместо» дороги Киев-Чоп «Укравтодор» планирует строительство трассы Киев-Винница-граница с Венгрией стоимостью не менее 25 млрд. грн.

При этом продолжается проектирование и строительство отдельных участков автодорог Киев-Москва, Симферополь-Днепропетровск-Харьков-граница с РФ. Эти магистрали не слишком способствуют раскрытию транзитного потенциала Украины, не укладываются в стратегию подготовки к Евро-2012, но от этого их важность в глазах отечественных чиновников не уменьшается. Интересно, какая из международных финансовых организаций поверит в перспективность и реальность подобных проектов?




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua