Спектакль вокруг Opel и предвкушения РФ

Ни правительство Германии, ни обанкротившийся концерн General Motors не признают, что заявления о продолжении рассмотрения различных предложений по поводу покупки Opel являются всего лишь рычагом влияния в переговорах с Magna и россиянами.

Аналитики, знакомые с условиями сделки, считают, что на данный момент канадский производитель автозапчастей в сотрудничестве с российским «Сбербанком» предлагают единственный вариант, удовлетворяющий своими условиями практически все заинтересованные стороны – GM, германское правительство, профсоюзы и дилеров.

Однако по мере продвижения сделки GM и Берлин, конечно же, не желают становиться заложниками этих условий. Поэтому недавно главный офис Opel в Рюссельхайме посетила делегация Beijing Automotive Industry Corp (Китай) – это, как ожидается, послужит дополнительным давлением на Magna, а также запасным вариантом на случай неудачных переговоров с канадско-российским тандемом.

По мнению эксперта консалтинговой компании IHS Global Insight, Magna однозначно настроена на достижение соглашения, того же хочет и премьер-министр РФ Владимир Путин. При наличии такой серьезной заинтересованности только очень существенные разногласия могут привести к провалу.

Ранее General Motors и Magna установили дату 15 июля в качестве конечной для достижения консенсуса. К этому времени, по мнению сторон, должно быть достигнуто соглашение, которое и послужит основой для контракта.

Источники близкие к переговорам считают, что по мере приближения этого срока возможно возникновение различных неожиданных требований и задержек. Однако это будет не более чем «частью шоу», так как основные интересы GM и Magna совпадают. Переговоры с BAIC проводятся только в качестве запасного варианта. По словам источника в американском концерне, там полным ходом идет подготовка соглашения с Magna.

Тем не менее, глава General Motors Фриц Хендерсон заявил, что переговоры сейчас проводятся не только с канадцами. Германское правительство также неоднократно подчеркивало, что в гонке все еще участвуют BAIC и Fiat. В процесс пытаются втянуть даже ранее дисквалифицированного участника - RHJ International.

Глава Euroda, европейской дилерской компании Opel, считает, что все эти действия предпринимаются только для давления на канадско-российский консорциум. Отметим, тем не менее, что у GM есть основания для опасений, основанные на прошлом опыте. Так, в прошлый раз, когда Magna совместно с российскими партнерами собиралась приобрести долю в итальянском VM Motori (поставщик дизельных двигателей для Opel), они внезапно ушли от сделки. Поэтому нет гарантии, что подобная ситуация не повторится.

Сейчас Magna строит свою политику в зависимости от внешних условий. Компания согласилась одолжить Opel €350 млн. для закрытия срочных финансовых дыр. Однако после того, как ее единственный конкурент по сделке – Fiat – решил выйти из игры, Magna неожиданно начала требовать больших гарантий по выплатам. В то же время генеральный директор Fiat Серджио Марчионне считает, что переговоры между Magna и GM проходят не очень гладко и подтвердил свою заинтересованность в покупке Opel. Однако, по его словам, итальянская компания не намерена выдвигать новых предложений.

Что касается самого Opel, то, согласно сообщениям внутренних источников, компания отодвигает основные затраты на IV квартал во избежание нехватки средств. При этом запланированное увеличение производства в связи с выходом нового хэтчбека Astra может все же оказаться под угрозой, если GM не удастся закрыть сделку до 27 сентября, дня выборов в Германии.

Поэтому главы федеральных земель Гессе и Тюрингия, где расположены основные сборочные мощности автопроизводителя, заинтересованы в как можно более скором завершении периода парализующей неопределенности, а не в извлечении максимума из переговоров. При этом основные вовлеченные в процесс стороны критикуют министра экономики Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга, который уже успел поссориться с коллегами по кабинету министров из-за неприятия им сделки с Magna и россиянами. Его обвиняют в театральности и тактических уловках.

По неофициальным данным, один из высокопоставленных чиновников министерства экономики Германии заявил, что предложение китайского BAIC не рассматривается в качестве приемлемого. Отметим, что германское правительство уже предоставило €1,5 млрд. Opel - для поддержания компании на плаву до подписания соглашения с инвесторами.

В свою очередь, не желает терять свои позиции в переговорах и РФ. Так, 26 июня 2009 г., Сбербанк заявил о том, что сделка по покупке Adam Opel GmbH должна соответствовать требованиям российской стороны, иначе она может провалиться. «Новые условия должны удовлетворять банк и РФ. Если условия подойдут нам, мы можем завершить сделку», - заявил глава Сбербанка Герман Греф. Заместитель главы банка Денис Бугров «не исключает» и возможный провал переговоров. По словам Г.Грефа, сделка может быть подписана в сентябре.

На самом деле приобретение Opel, как ожидается, станет спасением для российского автопромышленного комплекса. К сделке в качестве неакционерного партнера присоединилась «Группа ГАЗ», которой владеет олигарх Олег Дерипаска. Согласно заявлению автопроизводителя от 1 июня, промышленный комплекс в Нижнем Новгороде уже через 9 месяцев сможет выпускать новые авто по германским технологиям. Российский премьер неоднократно подчеркивал важность возрождения местного автопрома в своей антикризисной программе. Его поддержка сделки очевидна – через несколько часов после подписания предварительного соглашения он сделал торжественный выезд на коллекционной «Волге ГАЗ-21».

Аналитик российского инвестиционного банка «Ренессанс Капитал» считает, что сделка окажет положительный эффект на автопром РФ. По его словам, любые западные технологии и модельный ряд будут полезны. «Конечно, здесь также нужен хороший менеджмент, однако это позволит российскому автопрому продвинуться в 21 век», - отметил он.

Обвал объема продаж авто с наступлением экономического кризиса вызвал серьезное беспокойство правительства РФ. Так, в конце 2007 г. «Группа ГАЗ» заявляла о ежегодном 30% росте продаж на протяжении трех лет. Предполагалось, что российский рынок вот-вот обойдет германский, став первым по объему в Европе, однако рецессия изменила ситуацию. Из-за значительного падения продаж в IV квартале 2008 г. выручка «ГАЗ» упала по сравнению с 2007 г. на 7%. К концу прошлого года в результате проблем автопрома в РФ начался рост социальной напряженности, особенно в зависящих от его состояния городах. Сделка с Opel стала здесь поводом для оптимизма. «Возможное сотрудничество с крупным мировым автопроизводителем означает для «ГАЗ» получение уникального опыта и технологий», - заявил представитель компании.

Аналитики считают, что на этой основе могут развиваться новые модели как «ГАЗ», так и «АвтоВАЗ». Таким образом, россияне попытаются сократить технологическую разницу между местными и импортируемыми авто. Все же мера полезности сделки для российского автопрома будет зависеть от конкретных условий соглашения.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua