Таможня активно готовится к Кодексу

Затянувшаяся интрига с Таможенным кодексом, судя по всему, завершится подписанием документа президентом и его вступлением в силу к июню 2012 г.

Несмотря на молчание Администрации президента, чиновники ГТСУ в один голос заверяют, что в течение недели стоит ожидать окончательного подписания Кодекса и вступления его в силу через месяц, т.е. с учетом всех бюрократических формальностей с опубликованием текста, кодекс вступит в силу в конце мая - начале июня.

Напомним, что Администрация президента неоднократно заявляла о необходимости тщательной проработки всех положений Кодекса. Называлась и оптимальная дата введения его в действие - 1 января 2013 г. Но по странному стечению обстоятельств парламентское большинство проигнорировало это пожелание, и в тексте документа на его вступление в силу отведен один месяц.

Эксперты расходятся во мнении о причинах такой ситуации, но вероятнее всего проблема кроется в необходимости экстренного наполнения бюджета, в преддверии парламентских выборов. С этой точки зрения понятно «непослушание» большинства в ВР и молчание президентской Администрации: новые «правила игры» нужны как можно скорее, но и устраивать обвал рынка никто не желает, поэтому стараются использовать любые формальные поводы для затягивания процесса и в то же время не откладывать его на 1 января будущего года.

Впрочем, чиновники ГТСУ не теряют оптимизма - за последний квартал они просто бьют все рекорды по «разъяснительной» работе среди операторов рынка ВЭД. «С начала года принято несколько десятков нормативных актов, которые будут содействовать имплементации основных положений нового Таможенного кодекса. Речь идет и о сокращении времени на таможенное оформление грузов, упрощение процедур, введение электронной регистрации таможенных декларации и т.п. Поэтому считаю, что особых проблем, в случае подписания кодекса Президентом, не возникнет, и мы сможем без особых проблем начать работать по новым правилам», - утверждает директор департамента организации таможенной контроля и оформления ГТСУ Сергей Семка.

По его словам основные новации кодекса уже прошли апробацию на ведомственном уровне и действуют с начала года, благодаря закону о декриминализации товарной контрабанды и ряда других нормативных актов. Например, скандально известная норма о возможной конфискации транспортного средства в случае обнаружения контрабанды в автомобиле, и возможной конфискацией автомобилей, «не сработала». Не сработала в том смысле, что массовой конфискации не произошло.

По словам директора департамента борьбы с контрабандой и противодействию коррупции ГТСУ Александра Попивняка, из 700 протоколов, которые составлялись по ст. 351-353 (старого Таможенного кодекса или ст. 482-483 нового) с начала текущего года, только 2% предполагают конфискацию транспортных средств. «Всего было подготовлены документы на конфискацию 14 транспортных средств, которые имели отношение к товарной контрабанде, по 11 из них, документы находятся на рассмотрении судов разных инстанций. Из этого количества по шести закончилось рассмотрение дел и по трем уже принято решение о конфискации, два из них имели специальные тайники для перевозки контрабанды», - отметил А.Попивняк.

Аналогичная ситуация с таможенной стоимостью. С начала года ГТСУ и ГНАУ выпустило ряд разъяснений по спорным вопросам о том, что же включать в таможенную стоимость и как декларировать грузы. Речь идет о роялти, франшизе, страховках, расходах на рекламу и других схемах занижения таможенной стоимости. Как правило, крупные импортеры при декларировании эти расходы не указывали, занижая платежи, а после прохождения товара через таможню включали их в его себестоимость.

По сути, импортерам недвусмысленно намекнули на необходимость доплатить. Даже объявили специальную кампанию с предложением «покаяться»: если компания выявила самостоятельно нарушения в документах при декларировании груза, то может заплатить разницу и оплатить 3% штрафа от этой суммы. Если такие нарушения выявят представители таможни, то штраф составит 25% при первом выявленном случае и 50% при последующих. Более того, в дальнейшем субъекта ВЭД могут даже занести в «черные списки» в соответствии со ст. 37 «Закона о ВЭД».

Первые итоги «покаяния» не заставили себя ждать. «С начала года несколько десятков компаний добровольно признали свои нарушения при определении таможенной стоимости, из-за не включения в декларируемые суммы роялти, страховых платежей и других данных. Общая сумма дополнительных платежей более 10 млн. грн… В основном на сотрудничество идут крупные транснациональные компании-поставщики бытовой химии, обуви, автоимпортеры, которые ранее не включали в таможенную сумму определенные суммы, хотя в налоговом учете они проводились. Получалось занижение таможенной стоимости. Сейчас мы перекрыли эти схемы и компании, чтобы не платить штрафы в 25% и 50% от стоимости нарушений, добровольно оплачивают разницу», - заявил начальник управления администрирования таможенных платежей ГТСУ Виталий Зварич.

Казалось бы, вступление в силу кодекса просто узаконит и без того существующие новации, но эксперт компании «Заммлер Украина» Алексей Вовк отмечает, что в кодексе есть ряд положений, которые могут привести, мягко говоря, к «недоразумениям». В частности, позитивным является то, что Кодекс определяет исчерпывающий перечень документов, которые таможенный орган имеет право требовать для подтверждения таможенной стоимости, но в то же время, он делит документы на основные, которые необходимо подавать всегда) и дополнительные, которые таможенный орган имеет право требовать, если в предоставленных документах есть расхождения, признаки подделки или они не содержат всех данных согласно выбранному декларантом методу определения таможенной стоимости. Чиновники заявляют, что декларант обязан представить такие документы, с другой – такие документы должны предоставляться «при наличии». А кто будет определять «наличие» и как доказать, что их «нет в наличии»?

Есть вопросы и по срокам оформления. По Кодексу груз должны оформить в течение 4 часов с момента подачи таможенной декларации (для фиксации факта в таможнях устанавливают специальные электронные киоски, чтобы чиновники не отказывали в принятии деклараций во избежание «плохой» статистики), при этом, по заверениям чиновников, существует только 4-5 поводов для продления этих сроков, но в то же время эксперты насчитали в кодексе как минимум десяток исключений, которые требуют разъяснений.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua