«Свет в конце тоннеля»?
Показатели работы морских портов и железных дорог Украины в первом квартале 2014 г., несмотря на все усилия соседней «братской» страны, свидетельствуют о признаках стабилизации экономики.
В конце марта 2014 г., tbu.com.ua отмечал невероятную, с точки зрения ситуации в стране, тенденцию роста объемов грузопереработки в морских портах Украины. Фактически впервые после кризиса 2008-2009 гг. наметился пусть небольшой, но рост. Согласно информации Администрации морских портов Украины (АМПУ), за период с 1 января по 20 марта 2014 г. общий объем грузопереработки вырос на 1,6%, а за первые двадцать дней марта рост - вообще составил 6,5%. В итоге, январь - март принес рекордные 4,8% роста.
Достигнут он благодаря экспорту (+13,5%), при снижении импорта (-8,2%) и транзита (-9%). Объемы каботажных перевозок традиционно незначительны (около 0,5%) и на общую картину не влияют.
Эти данные свидетельствуют об определенной стабилизации экономики Украины. Хотя рост достигнут в основном благодаря экспорту зерна (почти в два раза) и угля (+43,2%). Однако, эту тенденцию подтверждают и показатели грузовых перевозок «Укрзализныци». Общий объем вырос на 1,1%, в т.ч. - экспорт на 7,3%. При небольшом снижении объемов внутренних (-2,3%) и импортных (-2,5%) перевозок, самым удивительным является пусть небольшой, всего на 0,6%, но рост транзита. Такого не было с весны 2008 г.
Во внутреннем сообщении внушают оптимизм объемы перевозок стройматериалов (уровень прошлого года, рост на 0,1%), цемента (+19,7%), лесных грузов (+19,1%).
В морских портах продолжается тенденция последних лет в части разнонаправленной динамики у госпредприятий и частных стивидоров. Госпорты традиционно снизили объемы на 10,4% (этот процент падения устойчив уже минимум два года), частные стивидоры на причалах АМПУ увеличили объемы на 1,5%. Это тоже тенденция, пусть и незначительный рост на 2-3%. И частные компании, работающие на собственных причалах, увеличили объемы перевалки на 30,4% (тоже тенденция постоянного роста в пределах 20-30%).
После начала реформы портов и создания АМПУ в июне 2013 г. появилась возможность сравнения показателей государственных и частных стивидоров. Доля госпортов в общих объемах постоянно снижается: в 2012 г. - 39,2%, в 2013 г. - 35,8%, в первом квартале 2014 г. - 31,8%.
В ближайшее время нас ожидает новый формат статистики - уже без портов Крыма. В АМПУ прекратили учитывать их показатели с 1 апреля 2014 г. Хотя еще в середине марте Севастопольский и Феодосийский порты отказались предоставлять оперативные данные. Впрочем, об этих предприятиях, как о полноценных портах, на неопределенное время говорить не приходится.
Показатели грузопереработки в морских портах Украины в январе-марте 2014 г., тыс. т
Порт |
2013 |
2014 |
% 2014/13 |
Бердянский |
370,00 |
398,70 |
107,8 |
Белгород-Днестровский |
199,71 |
123,44 |
61,8 |
Евпаторийский |
224,67 |
176,43 |
78,5 |
Измаильский |
593,81 |
843,37 |
142,0 |
Ильичевский |
4 179,97 |
4 202,20 |
100,5 |
Керченский |
1 081,40 |
400,70 |
37,1 |
Мариупольский |
2 725,60 |
2 647,31 |
97,1 |
Николаевский |
4 998,16 |
5 372,10 |
107,5 |
Одесский |
5 865,28 |
6 403,78 |
109,2 |
Ренийский |
339,60 |
475,58 |
140,0 |
Севастопольский* |
1 120,12 |
817,40 |
73,0 |
Скадовский |
58,60 |
28,88 |
49,3 |
Феодосийский* |
431,00 |
256,20 |
59,4 |
Октябрьский |
1 400,24 |
1 916,54 |
136,9 |
Усть-Дунайский |
1,60 |
7,45 |
465,6 |
Херсонский |
757,32 |
796,82 |
105,2 |
Южный |
10 688,22 |
11 438,55 |
107,0 |
Ялтинский |
21,41 |
5,50 |
25,7 |
*Без полных объемов за март 2014 г.
|