Sukhoi Superjet-100 повторит судьбу Ан-140?

Обсуждать версии авиакатастрофы самолета Sukhoi Superjet-100 дело неблагодарное. Чаще всего в авиации катастрофы происходят из-за совокупности факторов. Тем не менее, определенные выводы можно уже сделать.

Версии катастрофы

Одной из причин катастрофы могли быть технические неисправности. Первый фактор - неработающий аварийный радиомаяк. Он должен срабатывать автоматически, однако этого не произошло. Такая же проблема и с системой предупреждения опасного сближения с землей. Она должна была предупредить пилотов о возможном столкновении с горой. Впрочем, опытные пилоты говорят, что в горах данная система постоянно срабатывает, поэтому пилоты могли и не среагировать на нее.

Ряд экспертов также обращают внимание на место трагедии. В Индонезии гора Салак считается мистической. Ее даже называют главной «горой грома» всей планеты. Тут в среднем 320 дней в году слышатся раскаты грома. Вся проблема в горной гряде, которая останавливает идущие с Яванского моря тучи, заставляя их проливаться экваториальными ливнями. Поэтому сложные метеоусловия для этого района привычная ситуация. Вполне возможно, что пилоты хотели продемонстрировать характеристики самолета в сложных погодных условиях…

Странности

Странным в данной трагедии выглядит отсутствие российских стюардесс на борту самолета. Как правило, во время презентационных полетов пассажиров обслуживают свои бортпроводники, но в данном случае «родных» стюардесс не было. Вместо них были девушки из авиакомпании Sky Aviation, что выглядит странным - для обслуживания пассажиров надо знать самолет, местный же персонал только в Джакарте увидел машину.

Количество погибших пассажиров также вызывает вопросы. В начале в информагентствах появилась информация о 50 погибших: 8 россиян, в том числе 4 членов экипажа, 2 итальянца, француз, американец и 38 граждан Индонезии, в том числе пять журналистов. Затем их скорректировали до 48, потом до 45. Объясняют это, отказом от полета в последнюю минуту рядя индонезийцев.

Перспективы

Sukhoi Superjet 100 участвовал в специальном роад-шоу по странам Азии. Началось оно в Казахстане на специальной выставке, далее была Пакистан, Мьянма, Индонезия, После чего, 11 мая, должна была состояться демонстрация самолета в главном городе Лаоса Вьентьяне, а 14 мая в столице Вьетнама - Ханое. Данный тур изначально задумывался как продвижение самолета в азиатские страны. Ранее компания «Гражданские самолеты Сухого» неоднократно заявляла о заинтересованности азиатских авиакомпаний в самолете, даже подписывались различные меморандумы и протоколы о намерениях, но реальных поставок пока не было.

До сих пор машину поставляли только на постсоветское пространстве – «Армавиа» (две машины) и «Аэрофлот» (шесть машин). Сейчас же, предполагалось решить эту проблему. Например, во время визита в Мьянму было объявлено об отказе этой страны от украино-российских Ан-148 в пользу Sukhoi Superjet 100. В Индонезии предполагалось сделать прорыв. Не случайно на борту разбившегося лайнера были представители индонезийских авиакомпаний Batavia, Pelita, Air Aviastar, Sriwijaya Air и Sky Aviation. Катастрофа же может серьезно подорвать репутацию самолета в регионе. Ведь самолет не просто разбился во время демонстрационного полета. В нем погибли профессионалы отрасли.

Здесь можно провести аналогию с другой катастрофой. В 2002 г. в Иране разбился Ан-140. Тогда официальная делегация представителей украинского авиапрома летела на авиашоу в Исфахан. В сложных метеоусловиях самолет разбился при заходе на посадку. После этого поставки нового регионального самолета заморозили, и до сих пор производство самолета исчисляется единицами.

В случае же с Sukhoi Superjet 100, проблема может быть еще более серьезной. Дело в том, что самолет и без того испытывал трудности с продвижением. В начале проблемы возникли при производстве. Сроки сдачи готовой машины переносили три года, когда же поставки все же начались, то темпы производства не отвечали заявленным десяткам машин в год. Не помогало и откровенное лоббирование машины со стороны российского правительства. В ущерб проекту Ан-148 в Воронеже была пересмотрена производственная программа и запущено производство ряда узлов для Sukhoi Superjet 100. Похожая ситуация на Ульяновском «Авиастар-СП», где предполагалось возобновить производство украино-российских самолетов Ан-124, но совсем недавно было объявлено о переносе сроков на 2014-2016 гг. А пока же, на заводе началось производство узлов и компонентов для Sukhoi Superjet 100.

Вопросы у экспертов вызывает и бюджет проекта. В совокупности проект уже в 5-7 раз превышает аналогичные западные. Его стоимость приближается к $7 млрд. По расчетам, инвестиции начнут приносить прибыль после поставки 350 машин. Пока, по разным оценкам, заказаны от 170 до 200 самолетов. Часть из которых, обыкновенные протоколы о намерениях. И если причиной катастрофы признают техническую неисправность, объем заказов может резко сократиться, а инвестиции просто не окупятся.

Проблемой уже заинтересовался вновь избранный президент РФ Владимир Путин, который поручил проанализировать государственные инвестиции в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК курирует проект Sukhoi Superjet 100). Исходя из такой расстановки сил вполне возможно, что причины катастрофы попытаются скрыть, чтобы не поставить крест на проекте. Ведь по двум катастрофам Ан-140 многие документы до сих пор не разглашаются. Как говорят по политическим причинам.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua