Судьба автодорог Украины снова в руках ВР

5 сентября 2008 г. Кабмин утвердил проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог». Быть или не быть концессионной деятельности на отечественных автодорогах, должна решить ВР.

У этого закона непростая судьба. Принятый еще в декабре 1999 г., он «дожил» до наших дней практически без изменений, но это не может считаться поводом для гордости. Неработающая система концессионных конкурсов в условиях дефицита автотрасс европейского качества говорит о том, что документ давно морально устарел.

Действительно, та модель концессионного строительства, которая прописывалась в законе, на практике не стала привлекательной для инвесторов. По оценкам специалистов, количество транспорта, достаточное для получения концессионером прибыли, наблюдается только на выездах из Киева, отчасти на автобане Киев-Одесса и на некоторых других участках украинских автодорог. При этом обязательное наличие альтернативной бесплатной трассы, во-первых, увеличивает затраты концессионера, во-вторых, приводит к оттоку основного траффика, ведь отечественные водители просто не привыкли платить за проезд по дороге.

В последнее время именно этот нормативный акт назывался одним из «тормозов» на пути реконструкции транспортной инфраструктуры с целью подготовки к проведению Евро-2012. К сожалению, правительство продемонстрировало конкретные шаги в этом направлении только сейчас, спустя полтора года с момента объявления о победе Украины и Польши в тендере на проведение футбольного форума.

Пресс-служба Кабмина сообщает, что после принятия изменений стоимость реконструкции автодорог уменьшится по сравнению со строительством новой приблизительно на 30%. Интересно, за счет чего правительство собирается добиться такой «скидки» для инвесторов.

Говоря об этом законе, нужно помнить, что Верховна Рада уже пыталась редактировать его в соответствии с пожеланиями Кабмина Виктора Януковича весной 2007 г., еще до новости о победе нашей футбольной еврозаявки. Документ планировалось изменить практически полностью, начиная с названия (после чего это уже был бы Закон Украины «О концессии на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию автомобильных дорог»). Потенциальных инвесторов собирались привлечь возможностью компенсации со стороны государства в случае недостаточной интенсивности движения по платной автодороге.

Прошлая попытка открыть путь автодорожным концессиям не увенчалась успехом - проект изменений не прошел дальше первого чтения. Сегодняшняя ситуация в чем-то схожа: стабильного большинства не существует, парламентарии заняты политическими разборками, поэтому им не до концессионеров. Остается надеяться на неотвратимое приближение Евро-2012, угроза потери которого может заставить депутатов объединиться хотя бы на время и проголосовать за столь необходимый законопроект.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua