В отличие от рынка линейных перевозок, весна 2012 г. не привнесла каких-либо серьезных изменений на тайм-чартерный рынок контейнерного тоннажа. Рассчитываемый лондонскими брокерами Braemar Container Index в марте - первой декаде апреля вырос на 1,68 пункта или 3,1%. Однако, он все еще остается ниже значений, имевших место в самом начале 2012 г.
Динамика Braemar Container Index в январе - апреле 2012 г.
Контейнеровместимость тоннажа, TEU |
Наличие грузовых средств |
Контейнерный индекс |
02.01.12 |
06.02.12 |
05.03.12 |
11.04.12 |
510 |
GL |
3.89 |
3.61 |
3.61 |
3.61 |
700 |
GL |
4.40 |
4.10 |
4.05 |
4.10 |
750 |
G |
4.71 |
4.50 |
4.39 |
4.50 |
1000 |
G |
4.65 |
4.60 |
4.50 |
4.85 |
1100 |
G |
5.72 |
5.67 |
5.67 |
6.11 |
1350 |
G |
4.62 |
4.52 |
4.12 |
4.29 |
1600 |
GL |
5.84 |
5.19 |
5.10 |
5.19 |
1700 |
G |
5.29 |
4.65 |
4.61 |
4.80 |
1750 |
G |
5.48 |
4.80 |
4.73 |
4.92 |
2000 |
G |
2.19 |
1.97 |
1.94 |
1.94 |
2500 |
G |
3.89 |
3.53 |
3.50 |
3.41 |
2800 |
GL |
3.60 |
3.38 |
3.24 |
3.13 |
3500 |
GL |
2.51 |
2.47 |
2.39 |
2.55 |
4500 |
GL |
1.71 |
1.77 |
1.72 |
1.88 |
Итого |
|
58.51 |
54.75 |
53.58 |
55.26 |
G - с грузовыми средствами
GL - без грузовых средств
Источник: Braemar Container Shipping & Chartering Ltd.
Аналогичную динамику показывал и рассчитываемый гамбургскими брокерами индекс ConTex, динамика которого свидетельствует о стагнации тайм-чартерного рынка в I кв. 2012 г. Правда, в конце марта ConTex показал рост для всех категорий контейнерного тоннажа одновременно, что произошло впервые за последние 12 месяцев. Однако, по общему мнению, морских аналитиков, в целом, спрос на контейнерный тайм-чартерный тоннаж в марте был достаточно хрупким, а его дальнейшему укреплению в начале апреля помешали пасхальные каникулы в большинстве европейских стран.
Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в начале 2012 г. по оценкам ConTex ($/сут.)
Контейнеровместимость, (TEU) |
03.01.2012 |
02.02.2012 |
01.03.2012 |
12.04.2012 |
1100 |
5446 |
5342 |
5346 |
5514 |
1700 |
7047 |
6651 |
6443 |
6645 |
2500 |
10333 |
9934 |
9737 |
9889 |
2700 |
10740 |
10349 |
10093 |
10073 |
3500 |
11369 |
10911 |
10668 |
10816 |
4250 |
12967 |
12722 |
12604 |
12980 |
Индекс ConTex |
405 |
390 |
383 |
390 |
Источник: Fairplay
Говоря о тайм-чартерных ставках, фигурировавших в сделках рассматриваемого периода и непосредственно лежащих в основе фрахтовых индексов, можно отметить следующее. Определенное улучшение ситуации на рынке в первую очередь коснулось контейнеровозов класса «постпанамакс», спрос на которые заметно вырос. Так, компания Hapag-Lloyd зафрахтовала в 18-ти месячный чартер контейнеровоз вместимостью 8500 TEU по ставке $32000 - $35000 в сут. С другой стороны брокеры приводят отфрахтовку сроком на девять месяцев двух находившихся на приколе контейнеровозов вместимостью 8500 TEU (Seroja Enam и Bunga Seroja Lima) по весьма низкой ставке $21000 в cут. Брокеры также обратили внимание на отфрахтовку компанией MSC в годичный чартер двух контейнеровозов вместимостью 6500 TEU по достаточно приличной на сегодняшний день ставке в $20000 в сут. Контейнеровоз вместимостью 5576 TEU был зафрахтован на тот же период по ставке $16500 в сут. В то же время старые «панамаксы» не пользовались особым спросом, о чем свидетельствуют ставки на отфрахтовку контейнеровоза вместимостью 3500 TEU сроком на год по ставке всего в $7500 в сут.
Серьезное влияние на тайм-чартерный рынок оказывала ситуация с контейнерным флотом, находящимся на приколе. В этом плане следует отметить, что к середине марта число находящихся на приколе контейнеровозов выросло до 302 судов, суммарной вместимостью 913 тыс. TEU, что составляло 5,8% вместимости всего действующего флота контейнеровозов. Но уже к концу марта 2012 г. впервые с августа 2011 г. число находящихся на приколе контейнеровозов начало сокращаться, составив сначала 838 тыс., а затем 750 тыс. TEU (или 4,9% общей вместимости). При этом, в основном были запущены в эксплуатацию суда, принадлежащие линейным перевозчикам, что связано с запуском новых или возобновлением работы приостановленных сервисов. В первую очередь вновь находили работу крупнотоннажные контейнеровозы класса «постпанамакс» о чем свидетельствует уменьшившееся на треть число незанятых контейнеровозов вместимостью 7500 TEU и выше. Ожидается, что к началу мая «безработных» контейнеровозов данного класса совсем не останется.
Проводя параллель с событиями трехлетней давности, напомним, что во время рецессии 2009 г. вместимость находившихся на приколе контейнеровозов доходила до 1,5 млн. TEU или 12% вместимости действующего флота. Именно этот фактор помог возрождению контейнерного рынка и возвращению в зону прибыльной работы судов в 2010 г. Поэтому, по мнению ряда аналитиков для устойчивого восстановления рынка в 2012 г. необходимо, чтобы незанятой оставалась примерно такая же доля вместимости контейнеровозов (10 - 12%, вместо, сегодняшних менее чем 5%).
Пока же существующий уровень тайм-чартерных ставок в целом ряде случае не дает возможности их владельцам сводить концы с концами. Убытки операторов привели к тому, что многие стоящие за финансированием приобретения контейнеровозов, т.н. KG - дома также оказываются на грани банкротства. Только за последнее время поступили сообщения о признании неплатежеспособности фидерных контейнеровозов Magellan Meteor и Magellan Star (вместимостью по 735 TEU), приобретавшихся с участием KG - дома HCI Capital, а также контейнеровозов Ulrike F (вместимостью 1118 TEU) и Wehr Nienstedten (вместимостью 1730 TEU), за которым стоит KG - дом Lloyd Fonds.
По данным немецкой юридической компании KWAG за последние несколько лет неплатежеспособными стали порядка 50 KG - домов. При этом создавшие их инвесторы потеряли от 30 до 70% своих вложений. Ожидается, что при сегодняшнем весьма низком уровне тайм-чартерных ставок, обеспечивающих погашение лишь операционных издержек и, в лучшем случае, процентов по кредитам (но, не основную сумму долга), неплатежеспособность распространится на многие KG - дома.
Что касается дальнейшего развития рынка, то по некоторым, не очень оптимистичным прогнозам, спрос на контейнерные перевозки в 2012 г. составит 5% и 7% в 2013 г. При этом рост контейнерного тоннажа на протяжении этих двух лет составит около 9%. Соответственно, как минимум до второй половины 2013 г. прогнозируется депрессивное состояние тайм-чартерного рынка контейнерного тоннажа.
Не очень оптимистично выглядит и более дальняя перспектива. По мнению аналитиков Dentsche Bank рост контейнерных перевозок в Европе до 2015 г. составит около 6,4% в год, а в 2015 - 2018 гг. он увеличится до 7,8%. В любом случае контейнерный рынок в 2012 г. ожидают неординарные события, свидетелями которых мы уже являемся.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua