Балкерный рынок в апреле 2011 г. был весьма нестабилен. Если в начале и середине месяца наблюдалась отрицательная динамика, то уже к концу апреля аналитики начали говорить о восстановлении рынка.
Отправляемые на слом старые балкера в своих последних рейсах в направлении индийского субконтинента и Китая соглашались на ставки, которые на 10 - 12 $/т были ниже рыночных, что оказывало отрицательное воздействие на фрахтовую конъюнктуру и оказывало дополнительное давление на рынок.
Как и всегда в периоды низкой фрахтовой конъюнктуры идеи ставок судовладельцев и фрахтователей были разными. Даже для относительно стабильного сектора балкеров «хедисайз», при перевозках кокса из Мексиканского залива США на Бразилию, партиями 30 тыс. т, идея ставки фрахтователей составляла 25 - 26 $/т притом, что судовладельцы просили за подобную работу 34 $/т. Аналогичная картина наблюдалась и при отгрузках зерна из портов Миссисипи на Тунис и Грецию, где разрыв между идеей ставки судовладельцев и фрахтователей составлял порядка 10 $/т. При перевозках железной руды из Кандлы (Индия) на Китай судовладельцы просили 25 $/т, а фрахтователи предлагали менее чем 20 $/т. В то же время ставки на перевозку сахара-сырца из Бразилии на Черное море фиксировались на стабильном уровне в 43 - 44 $/т, а в некоторых случаях и 45 $/т.
Однако, в конце апреля 2011 г. на балкерном рынке была отмечена позитивная динамика. Основными причинами, которые повлияли на это, стали увеличившиеся объемы отгрузок коксующегося угля из Индонезии на Китай и Индию, а также из портов Восточного побережья США на Средиземное море. Кроме того, в преддверии первомайских праздников увеличились отгрузки железной руды из портов Австралии по направлению в Китай.
По информации брокеров, на фоне низких рейсовых ставок в апреле увеличилось количество сделок по сдаче балкеров в тайм - чартер на длительные сроки, от полугода и до 1-2 лет, что расценивалось брокерами как положительная тенденция. При этом уровень ставок в период - чартере, в ряде случаев превышал уровень спотовых сделок.
Уровень ставок при отфрахтовании сухогрузного тоннажа в рейсовый тайм-чартер в апреле 2011 г.
Показатели |
Тип тоннажа |
Панамаксы |
Хэндимаксы |
Хэндисайзы |
Атлантика |
Количество отфрахтовок, ед. |
52 |
57 |
15 |
Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
16950 |
19550 |
14100 |
Min ставка, $/сут. |
10000 |
7000 |
7000 |
Max ставка, $/сут. |
30250 |
30500 |
19000 |
Тихий океан |
Количество отфрахтовок, ед. |
55 |
49 |
8 |
Репрезентативный уровень ставок, $/сут. |
12350 |
15650 |
12300 |
Min ставка, $/сут. |
5000 |
9500 |
9500 |
Max ставка, $/сут. |
20500 |
22000 |
14500 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Анализ уровня тайм-чартерных ставок в зависимости от продолжительности отфрахтовок для балкерного тоннажа в апреле 2011 г.
Показатели |
Панамаксы |
Хэндимаксы |
Хэндисайзы |
Полугодичный тайм-чартер |
Количество принятых в расчет сделок, ед. |
20 |
10 |
- |
Диапазон ставок, $/сут. |
|
|
|
min |
12500 |
15250 |
- |
max |
18500 |
22750 |
- |
Репрезентативная ставка, $/сут. |
15300 |
16750 |
- |
Годичный тайм-чартер |
Количество принятых в расчет сделок, ед. |
1 |
3 |
- |
Диапазон ставок, $/сут. |
|
|
|
min |
15500 |
15250 |
- |
max |
15500 |
18000 |
- |
Репрезентативная ставка, $/сут. |
15500 |
16250 |
- |
Двухлетний тайм-чартер |
Количество принятых в расчет сделок, ед. |
1 |
- |
2 |
Диапазон ставок, $/сут. |
|
|
|
min |
15600 |
- |
13250 |
max |
15600 |
- |
13250 |
Репрезентативная ставка, $/сут. |
15600 |
- |
13250 |
Показатели рассчитаны ГП «УкрНИИМФ»
Подготовил В.Войниченко, специально для tbu.com.ua