Россия «изобрела велосипед» за $200 тыс.

РФ начала разрабатывать законодательную базу для внедрения в 2020 г. единого перевозочного документа, не заметив, что его аналог применяется уже более полутора лет.

Правительство России серьезно подошло к изучению вопроса возможных выгод от реализации транзитного потенциала страны. Заместитель министра транспорта Александр Мишарин оценил потенциальный доход от экспорта транспортных услуг в $23 млрд., что сопоставимо с доходом от экспорта энергоносителей.

В сентябре 2007 г. Минтранс РФ объявил открытый конкурс на право заключения госконтракта на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) по теме: «Разработка концепции гармонизации законодательств государств - участников международных транспортных коридоров, связанных с Российской Федерацией».

Целью НИР было объявлено «создание научных основ гармонизации законодательств государств-участников международных транспортных коридоров, в развитии которых заинтересована РФ, и устранении правовых противоречий и препятствий, избыточного государственного регулирования в составляющих экспорта транспортных услуг». Намерения государства были подкреплены солидной суммой: контракт был оценен в 5 млн. руб. (около $200 тыс.)

Конкурс выиграла юридическая фирма «Вегас-Лекс». Разработанный и презентованный ею 18 апреля 2008 г. документ предполагает два этапа реализации концепции. В период до 2011 г. авторы предлагают унифицировать транспортное право РФ, разработав общую правовую терминологию, описывающую перевозочный процесс. На втором этапе (до 2020 г.) предполагается создать систему взаимосвязанных правовых актов на основе евро-азиатской транспортной конвенции.

Такой размах наших соседей внушает уважение. Однако при знакомстве с этими планами возникает простой вопрос: зачем изобретать велосипед? Ведь уже с сентября 2006 г. в международных железнодорожных перевозках применяется унифицированная накладная ЦИМ/СМГС, учитывающая требования различных договорно-правовых систем о перевозках грузов.

Может быть, стремление РФ разработать свой, непохожий на существующие, вариант транспортной конвенции продиктовано тем, что идея создания накладной ЦИМ/СМГС была предложена в 2003 г. Украиной. Первый экспериментальный грузовой состав, оформленный в соответствии с новыми правилами, также стартовал 21 июля 2006 г. из Украины в Германию. Внедрение этого документа, по мнению специалистов «Укрзализныци», позволило уменьшить задержки железнодорожных перевозок через приграничные станции в среднем на 4 часа для каждого грузового состава. Экономический эффект от внедрения единого перевозочного документа оценивается «Укрзализныцей» в объеме порядка $200 млн.

Возможно, и не стоит искать в этом вопросе большую политику. Наоборот, свою роль могли сыграть простые меркантильные интересы чиновников, а вся эта шумиха с НИР была затеяна с целью «оприходования» 5 млн. руб. из госбюджета РФ.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua