РФ заполучила Opel, США банкротит GM

Автомобили Opel теперь будут производиться в РФ. Принадлежавший General Motors бренд продан канадско-австрийскому производителю автозапчастей Magna International и российской «Группе ГАЗ» в сотрудничестве со Сбербанком России.

В субботу, 30 мая 2009 г., правительство Германии подписало данное соглашение, направленное на защиту от банкротства европейского отделения GM, владеющего также брендом Vauxhall. После напряженных переговоров германские власти предоставили €1,5 млрд. в качестве кредитного поручительства для поддержания компании на плаву. В свою очередь, Magna вместе со «Сбербанком» и «Группой ГАЗ» заплатили €700 млн. за 55% долю в Opel, согласившись предоставить €300 млн. в срочном порядке – так как средства у GM Europe заканчиваются уже на этой неделе.

«ГАЗ», второй по величине автопроизводитель в РФ, рассматривает возможность расширения своих сборочных мощностей и дилерской сети с целью производства автомобилей Opel для рынка России. Сейчас российский автопроизводитель, также находящийся в долгах, не способен самостоятельно профинансировать сделку, поэтому и была привлечена госпомощь со стороны Сбербанка.

Под новые планы у «Группы ГАЗ» уже имеются определенные производственные мощности, построенные в 2008 г. совместно с Magna в Нижнем Новгороде. По сообщениям российских СМИ, консорциум намерен производить около 180 тыс. авто в год. Аналитики считают, что это может вдохнуть свежие силы в автопроизводителя «родом из советской эпохи».

Контролируемый холдингом «Базовый элемент» российского олигарха Олега Дерипаски «ГАЗ» остается крупнейшим в РФ производителем автобусов, грузовиков, дорожно-строительного оборудования и тяжелых дизельных двигателей. Согласно данным официального сайта, в 2007 г. компания получила $5 млрд. прибыли. Тем не менее, несмотря на недавние попытки разработать современные модели машин, такие как, например, седан «Волга Сибирь», российскому автопроизводителю все же тяжело конкурировать с импортными авто.

Вдобавок, из-за финансового кризиса долги «Группы ГАЗ», по мнению аналитиков, составляют сейчас более $1 млрд., из которых по крайней мере половина должна быть выплачена уже в этом году. По словам аналитика российской инвестиционной компании «Тройка диалог», ситуация с автопроизводителем «критична». В результате продолжающегося ухудшения конъюнктуры авторынка представителям автопрома РФ пришлось обратиться за помощью к государству. В марте правительство РФ предоставило «ГАЗ» $129 млн.

По мнению Криса Уифера, главного аналитика по стратегии инвестбанка «УралСиб», Кремль был основной движущей силой в сделке по Opel. Это соглашение выгодно для Москвы, так как страна получит зарубежное ноу-хау и продвинется в своих планах по инвестированию за рубеж: один из основных игроков российской автомобильной промышленности сможет провести модернизацию, послужив одновременно проводником для международной экспансии, считает эксперт. «Текущий кризис может предоставить возможность стратегическим отраслям РФ, таким как автопром, заключать долгосрочные договоры партнерства», - добавил он.

Отметим, что в марте этого года О.Дерипаска, утративший позицию самого богатого человека РФ по версии журнала Forbes, передал свою 20% долю в Magna кредиторам. Однако новое партнерство наверняка усилит отношения между олигархом и канадско-австрийской компанией.

В это же время General Motors, до недавнего времени крупнейший автомобильный концерн в мире, готовится объявить в понедельник о своем банкротстве в суде Нью-Йорка. Руководство компании и политики по обе стороны Атлантического океана проводят свои выходные за уточнением деталей исторической капитуляции, которая произойдет после долгих месяцев переговоров и миллиардов долларов государственных вливаний.

В результате, правительство США должно получить долю 72,5%, фонду здравоохранения профсоюза United Auto Workers достанется 17,5%, оставшиеся 10% получат держатели облигаций. После процедуры банкротства экономически необоснованные мощности компании планируется продать, «лишние» заводы закрыть и создать новую, меньшую по размеру компанию.

До банкротства General Motors довели высокие производственные затраты, обвал кредитных рынков и покупательской способности. С 2004 г. компания потеряла почти $88 млрд. В последние месяцы она выживала за счет $19,4 млрд. правительственных займов. В пятницу котировки акций концерна упали ниже $1 – самого низкого показателя с 1933 г. и минимальной цены акции, требуемой для торговли на Нью-Йоркской бирже.

Итак, GM станет вторым после Chrysler концерном из так называемой детройтской «большой тройки», начавшим процедуру банкротства. Хотя официально данный шаг не комментируется, заместитель главы компании Боб Лутц заявил, что это позволит избавиться от финансовых обязательств перед вышедшими на пенсию сотрудниками, которые «стягивали концерн вниз» на протяжении последних 20 лет.

При этом, согласно заявлению президента США Барака Обамы, правительство страны не намерено принимать участия в непосредственном управлении компанией. Однако оно будет внимательно следить за использованием General Motors новых займов, которые, как ожидается, составят в сумме как минимум $30 млрд.

Переговоры о будущем GM продолжаются и на выходных, при этом Белый дом беспокоится о том, как лучше подать общественности самое серьезное вмешательство правительства в отрасль за последние несколько десятилетий. Глава компании Фриц Хендерсон планирует провести в понедельник пресс-конференцию.

В Европе сделка по Opel была позитивно воспринята политиками, однако вскоре возникла обеспокоенность возможными сокращениями на заводах в Великобритании. При этом сообщается, что Magna все же согласилась сохранить мощности в Европе, включающие и два британских завода с 5,5 тыс. работников. Тем не менее, эксперты ожидают проведения сокращений, хотя о каких-либо конкретных планах пока не объявлено.

Интересно, что канцлер Германии Ангела Меркель заявила о значительной роли в успешном заключении соглашения по Opel ее конструктивного телефонного разговора с Б.Обамой в пятницу. При этом американский президент не высказал каких-либо намерений по поводу финансовой помощи со стороны США. Поэтому, как отмечают аналитики, понять его роль в напряженных переговорах сторон достаточно тяжело.

Нам предстоит узнать еще много подробностей данной сделки. Многие аналитики сомневаются, что Opel все-таки удастся выжить. Пока ясно, что соглашение должно обеспечить сохранение большого количества рабочих мест в Европе, и особенно в Германии. По мнению экспертов, так как правительство США будет играть довольно существенную роль в будущем GM, подоплека участия этой страны в сделке c Opel может проясниться позже.

Что касается второго претендента на покупку Opel – итальянского концерна Fiat S.p.A, то от участия во втором раунде переговоров с правительством Германии он отказался. Данное решение компания обосновала тем, что General Motors не смог предоставить полный доступ к финансовой документации своего европейского бренда. Таким образом, не имея точных данных, итальянцы решили не рисковать. Представители Fiat заявляют, что им хватит и участия в Chrysler.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua