Реформа УЗ: «острые» углы круглого стола

22 июля 2008 г. состоялся круглый стол «Реформирование железнодорожного транспорта Украины - вопрос выживания отрасли». К сожалению, «противоборствующие» стороны - «Укрзализныця» и Минтранссвязи - так и не пришли к взаимопониманию по этому вопросу.

Самое принципиальное разногласие заключается в видении реорганизации УЗ. В самой госадминистрации железнодорожного транспорта отстаивают верность утвержденной 27 декабря 2006 г. Концепции реформирования, согласно которой госмонополию предлагалось реорганизовать в государственную акционерную компанию. Министерство же «проталкивает» идею преобразования «Укрзализныци» в госпредприятие.

По версии министра транспорта и связи Иосифа Винского, все дело в том, что в существующей концепции содержится «намек на приватизацию». Тот факт, что в нескольких местах документа подчеркивается, что 100% акций будущей ГАК будет находиться в госсобственности, не смог переубедить главу транспортного ведомства. Видимо, само словосочетание «акционерная компания» действует на опытного партаппаратчика, как красная тряпка на быка.

В остальном же точки зрения сторон практически совпадают. Все согласны, что программа реформирования должна состоять из трех этапов: усовершенствование законодательной базы, разделение административных и хозяйственных функций, создание единого предприятия на месте шести территориальных железных дорог; создание дочерних подразделений компании, исходя из видов деятельности; выведение из структуры непрофильных предприятий с их дальнейшей приватизацией. Из-за того, что за полтора года, прошедших с момента принятия Концепции, была выполнена лишь ничтожно малая часть запланированных мероприятий, сроки выполнения «министерской» версии госпрограммы реформ немного перекроили, чтобы все-таки успеть к намеченному времени - 2015 г.

Сложившуюся на УЗ ситуацию достаточно объективно описал замминистра Владимир Бадагов: «Последние десять лет мы лишь говорим о необходимости адаптации железнодорожной системы к рыночным условиям хозяйствования, но практических шагов сделано не было… Существующая структура отрасли стала преградой для эффективной работы железнодорожного транспорта. Заметна тенденция к оттоку высококвалифицированных специалистов, существует высокая изношенность подвижного состава, отсутствует отдельный учет по видам деятельности и механизм «расчетных цен», что не позволяет достичь необходимого условия финансовой прозрачности и реализовать потенциал рыночных механизмов... Главная цель реформы - создать экономико-организационные структуры железнодорожного транспорта и соответствующие нормативно-правовые основы, которые обеспечат необходимые условия для привлечения финансовых ресурсов…»

При этом В.Бадагов подчеркнул, что Украина осталась последней страной, которая еще не приступила к реформированию железных дорог. А вот замгендиректора «Укрзализныци» Анатолий Лашко «удачно» дополнил коллегу, заметив, что общеевропейской практикой является акционирование железных дорог, а иной статус имеет только Белорусская ЖД, но и она готовится к корпоратизации.

Итак, Минтранссвязи, подчиняясь неведомой логике, продолжает искать собственный путь реформирования украинских железных дорог. При этом в бесконечных спорах, конфликтах и круглых столах теряется драгоценное время, УЗ все глубже погружается в производственный кризис и долговую яму. Если монополия продолжит работать в таком ключе еще немного, то, возможно, вскоре министерству будет уже нечего реформировать…




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua