Реформа «Укрзализныци»: долгожданный компромисс?

На заседании Коллегии Минтранссвязи 29 июля 2008 г. было принято решение о пути реформирования Госадминистрации железнодорожного транспорта. «Мы 10 лет говорим о реформировании отрасли. Время поставить точку в этом вопросе», - заявил министр транспорта и связи Иосиф Винский. «Укрзализныця» будет реорганизована в госпредприятие с дальнейшим преобразованием в государственную акционерную компанию.

Результатом обсуждения стратегии развития железнодорожного транспорта стал очевидный вывод: самая оптимальная организационно-правовая форма единого субъекта хозяйствования, в которую должна быть преобразована УЗ, - акционерная. Таким образом, нынешнее руководство Минтранссвязи, по сути, согласилось с положениями действующей Концепции реформирования ж-д транспорта и доводами железнодорожников.

И все же от немедленного преобразования УЗ в ГАК было решено отказаться. Причина - отсутствие, по словам директора Департамента железнодорожного транспорта Михаила Макаренко, «очень жесткого государственного регулирования и необходимой законодательной базы».

В результате было решено, что программа реструктуризации железнодорожного транспорта будет проводиться в два этапа. На первом (2008-2009 гг.) предполагается разделение хозяйственных и административных функций на ж-д транспорте, создание ГП «Украинские железные дороги» и главное - разработка и принятие нормативно-правовых актов, необходимых для формирования вертикально-интегрированной организационной структуры госпредприятия по видам деятельности.

Второй этап реформы (2009-2015 гг.) предусматривает преобразование ГП «Украинские железные дороги» в корпоративную структуру путем образования дочерних структурных подразделений, которые будут осуществлять отдельные виды коммерческой деятельности на железнодорожном транспорте. Впоследствии из состава ГАК будут выведены непрофильные производства и предприятия с дальнейшим разгосударствлением.

Итак, Минтранссвязи признало целесообразность корпоратизации железнодорожной монополии. Заметим, что полугодичная дискуссия, развернутая вокруг путей реформирования этого сектора, вкупе с недееспособностью парламента привели к срыву сроков преобразований, указанных в Концепции.

Руководство отрасли сдвинуло сроки создания необходимой нормативно-правовой базы и «освоения» административных функций, отбираемых у УЗ, еще на один год. В это время «Укрзализныця» будет оставаться непрозрачной громоздкой организацией, непривлекательной для инвесторов. Однако вместе с этим появляется надежда увидеть «обновленную» ГАК с понятной структурой уже в 2009-2010 гг. Главное - чтобы слова И.Винского не разошлись с делом, в спорах была поставлена точка и правительство наконец приступило к реальным преобразованиям на железной дороге.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua