Как заявила 01.02.2008 г. пресс-служба Одесского морского торгового порта (ОМТП), на предприятии сложилась ситуация, которая в ближайшее время угрожает остановкой работы контейнерного терминала. Основная причина - проводимые мероприятия различных контролирующих служб и правоохранительных органов, направленные на борьбу с контрабандой. Напомним, что с середины ноября 2007 г. СБУ с целью пресечения потока контрабанды через порты проводится спецоперация «Цунами».
Как следует из комментария пресс-службы СБУ, за время проведения спецоперации по состоянию на 25.01.2008 г. возбуждено 61 уголовное дело, составлено 16 административных протоколов о коррупционных действиях. Суммарный экономический эффект составил свыше 70,7 млн. грн., из которых 36,2 млн. грн. взыскано в доход государства. Заметим, что большинство этих нарушений выявлены на сухопутных таможенных переходах. По мнению СБУ, это связано з переориентацией грузопотоков товаров народного потребления в порты смежных стран с целью их последующего ввоза через сухопутные участки границы.
Руководство Одесского порта одобряет проведение подобных мероприятий, но при условии, что они не должны останавливать процесс обработки грузов. По информации первого замначальника порта Юрия Васькова, из-за увеличения числа досмотров импортных и транзитных контейнеров в рамках операции «Цунами» ОМТП и оператор контейнерного терминала «ГПК-Украина» недополучили порядка $3 млн. Проблема заключается в том, что Одессу из своих маршрутов исключают крупнейшие линейные операторы. Таким образом, Украина теряет транзитные грузопотоки, с таким трудом привлеченные в прошлые годы.
По мнению портовиков, с началом активизации борьбы с контрабандой значительно усложнилась процедура оформления вывоза контейнеров. Так, была введена практика осмотра импортных и транзитных контейнеров путем полной разгрузки. Один и тот же контейнер досматривается несколькими контролирующими и правоохранительными службами. Участились повторные осмотры контейнеров, в т.ч. прошедших взвешивание и рентген-установку.
Специалисты ОМТП видят компромиссное решение в переносе процесса очистки грузов, которые направляются на внутренние таможни, за территорию порта. Особое внимание должно быть уделено транзитным грузам, оформление и досмотр которых нужно максимально упростить.
Стоит отметить, что соседний с одесским Ильичевский порт не испытывает проблем с обработкой контейнеров. Пресс-служба МТП опровергла информацию СМИ о том, что «из-за проверок Ильичевский порт не принимает контейнеры». «В настоящий момент у причалов порта обрабатываются три контейнеровоза», - говорится в распространенном заявлении. - «Обслуживание судов происходит в соответствии с графиком их подхода в обычном рабочем режиме». Что же это означает: контейнерные терминалы Ильичевска работают прозрачно и четко или это просто «недоработка» местных контролирующих органов?