Низкий фрахтовый рынок и проблемы с получением кредитных средств, оказывали серьезное давление не только на сектор новостроя, но и на рынок подержанного тоннажа. Цены на все типоразмеры балкеров в 2012 г. продолжили свое снижение.
Сравнивая активность рынка продаж подержанного сухогрузного тоннажа в 2010 - 2012 гг., нужно отметить определенное сокращение объемов и стоимости продаж уже в 2011 г., с резким усилением этой тенденции в I квартале 2012 г. Стоимость 1 т дедвейта проданных сухогрузов в I квартале 2012 г. была более чем на 30% ниже, чем в 2010 г.
Сравнительные данные об активности рынка продаж подержанного сухогрузного тоннажа в 2010 - 2012 гг.
Показатели |
Годы |
2010 |
2011 |
2012
(до серед. марта) |
Число продаж, ед. |
629 |
517 |
84 |
Суммарный дедвейт, т |
33072 041 |
23333691 |
3516459 |
Общая стоимость, $ тыс. |
10746 102 |
6548391 |
798260 |
Стоимость 1 т дедвейта, $/т |
325 |
281 |
227 |
Источник: Allied
По оценкам Балтийской фрахтовой биржи, стоимость «панамаксов» возрастом до 5-ти лет в течение первых двух месяцев 2012 г. снизилась на $2,2 млн. или 8,5%, а «супрамаксов» - на $2,3 млн. или 9,3%.
Уровень цен на современные балкера «сэконд-хэнд» в 2012 г.
Тип тоннажа |
Возраст |
Дедвейт, т |
Цена, $тыс. |
начало января
2012 г. |
середина марта
2012 г. |
Изменения (+) (-) |
«Панамакс» |
мах 5 лет |
74000 |
26250 |
24010 |
-2240 |
«Супрамакс» |
мах 5 лет |
52000 |
25011 |
22692 |
-2319 |
Источник: Baltic Sale&Purchase Assessment
По сравнению с пиком рынка в 2007 - 2008 гг. цены отдельных сделок на подержанные балкера в 2012 г. снизились от 3-х до 5-ти раз, а по сравнению с 2010 г. - в два раза.
Характерной чертой ситуации на рынке подержанного тоннажа в начале 2012 г. стало растущее число предлагаемых к продаже коастеров. И причиной тому явилось резкое ухудшение финансового состояния многих судовладельцев. Свидетельством тому стали аукционные продажи целого ряда коастеров. В качестве примера можно привести акционную продажу в Гибралтаре коастера Boltentor дедвейтом 5450 т построенного в Китае в 1998 г. Немало аукционных продаж имело место в январе и для балкерного тоннажа. Балкер «хендимакс» Arcadia дедвейтом 41455 т постройки 1995 г. был продан с аукциона в Сингапуре за $11,75 млн. В результате невыполнения своих кредитных обязательств компания NewLead Holdings лишилась двух балкеров «камсармакс» дедвейтом около 80 тыс. т каждый, построенных в 2010 и 2011 гг. Корпоративные права на владение и оперативное управление судами перешли к банкам-кредиторам: Bank of Scotland, BMTU и Bank of Ireland . При сегодняшней рыночной стоимости судов порядка $55 млн., лежащие на них кредитные обязательства достигали $84,5 млн. И такие случаи далеко не единичны.
Средние цены на подержанный балкерный тоннаж в 2010-2012 гг. ($млн.)
Дедвейт, т |
Возраст, лет |
Годы |
2010 |
2011 |
2012 (март) |
76000 |
5 |
36,0 |
26,5 |
24,0 |
72000 |
10 |
28,0 |
20,0 |
18,0 |
69000 |
15 |
23,0 |
13,0 |
12,0 |
56000 |
5 |
29,0 |
24,5 |
23,5 |
48000 |
10 |
24,0 |
17,0 |
17,0 |
45000 |
15 |
19,0 |
12,0 |
11,0 |
30000 |
5 |
25,0 |
21,0 |
19,0 |
30000 |
10 |
21,5 |
16,0 |
14,0 |
30000 |
15 |
15,0 |
11,0 |
9,5 |
Источник: Clarksons
Балкера «хендисайз» японской постройки возрастом 15 лет только за последние полгода потеряли 25% своей стоимости. А 20-ти летний «хендисайз» Baltic Frontier, который только в декабре прошлого года судовладельцы предлагали за 8 млн., в феврале 2012 г. был продан всего за $5,6 млн. или на 30% ниже. Для балкеров возрастом 25 лет и старше, продаваемых для дальнейшей эксплуатации, в 2012 г. продолжало действовать правило, согласно которому покупатели предлагали скраповую стоимость судна плюс 10% с небольшими отличиями на срок действия документов, место постройки, фактическое техническое состояние и т.п. Но, тема судового металлолома сама по себе достаточно интересна, не говоря уже о том, что также напрямую связана с состоянием фрахтового рынка и, нуждается в отдельном рассмотрении.
Валерий Войниченко, специально для tbu.com.ua