14 октября 2008 г. Виктор Ющенко подписал Закон Украины № 586–VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», принятый ВР 24 сентября.
Основной целью этих изменений является ужесточение наказания за нарушение Правил дорожного движения. С этой задачей авторы закона справились отлично: из Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) исчезнут «смешные» штрафы на сумму 3,4-8,5 грн. и устные предупреждения. Теперь средний размер штрафов составит 85-100 грн.
Кроме того, усиливаются другие виды админвзысканий за правонарушения в этой сфере. Так, законом вводятся такие виды взысканий, как общественные работы, лишение права управления транспортным средством на срок 10 лет, ответственность владельцев (совладельцев) транспортных средств, временное изъятие удостоверения водителя, талона о прохождении техосмотра, лицензионной карточки и временное задержание транспортных средств.
Авторы законопроекта учли и опыт других стран в решении подобных проблем. Документ предусматривает внедрение и использование работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД.
Сравнительная таблица взысканий за наиболее распространенные виды нарушений ПДД согласно КоАП
№ ст. КоАП |
Вид нарушения |
Действующие меры наказания |
Админвзыскание в новой редакции |
121. ч. 4 |
Нарушения правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами. |
предупреждение или 3,4-8,5 грн. |
51-85 грн. |
122 ч. 1 |
Превышение скорости движения более чем на 20 км/ч, нарушения требований дорожных знаков и разметки, правил перевозки людей или грузов, буксировки ТС, остановки, стоянки, парковки и порядка оплаты за нее, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых переходах, нарушения правил движения ТС по тротуарам или пешеходным дорожкам. |
предупреждение или 3,4-17 грн. |
255-340 грн. |
122 ч. 2 |
Нарушения правил проезда перекрестков, остановок общественного транспорта и непредоставление преимущества в движении маршрутным ТС, нарушения правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, размещения ТС на проезжей части, движения по автомагистралям, пользования приборами освещения и предупредительными сигналами и их переоснащение с нарушением стандартов, правил пользования средствами связи, учебной езды. |
предупреждение или 3,4-17 грн. |
425-510 грн. |
122 ч. 3 |
Превышение скорости движения более чем на 50 км/ч, проезд на запрещенный сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества ТС аварийно-спасательных и пожарной служб, медицинской помощи, милиции, двигающимся с включенными спецсигналами, нарушение правил остановки или стоянки, что создает помехи дорожному движению или его безопасности, отказ от оплаты за парковку. |
предупреждение или 3,4-17 грн. |
510-680 грн. |
122 ч. 4 |
Нарушения, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 этой статьи, ставшие причиной создания аварийной ситуации. |
34-68 грн. или лишение прав на 6-12 мес. |
680-850 грн. или лишение прав на 6-12 мес. |
123 ч. 1 |
Нарушения правил проезда ж/д переездов. |
34-68 грн. |
340-425 грн. |
123 ч. 3 |
Нарушения правил проезда ж/д переездов, ставшие причиной создания аварийной ситуации. |
68-136 грн. или лишение прав на 6-12 мес. |
340-680 грн. или лишение прав на 1-2 года |
130 ч. 1 |
Управление ТС в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических средств и лекарственных препаратов, передача права управления лицам, находящимся в подобном состоянии, а также уклонение от проверки на предмет опьянения. |
255-340 грн. или лишение прав на 1-2 года |
2550-3400 грн. или лишение прав на 1-2 года |
130 ч. 2 |
Повторное на протяжении года нарушение, предусмотренное ч. 1 этой статьи. |
340-680 грн. или лишение прав на 2-3 года |
лишение прав на 2-3 года с оплатным изъятием ТС либо без такового |
Источник: Автоцентр
Принятые изменения призваны позитивно повлиять на обстановку на дорогах страны. Действительно, в последние годы ГАИ была практически лишена рычагов влияния, ограничиваясь во многих случаях символическими штрафами или устными предупреждениями нерадивым водителям. Все это создавало на автотрассах атмосферу безнаказанности и «Дикого Запада». Усугубляли ситуацию бессистемные действия власти, которая то «убирала людей с дорог», то возвращала инспекторов на место, но не давала права взимать самостоятельно даже самые мелкие штрафы, загружая этим суды.
Однако нерешенной остается проблема коррупции со стороны сотрудников ГАИ, «поощряемой», к слову, и самими водителями. Повышение штрафов неизбежно приведет к увеличению размеров «откупа» от наказаний. При этом не исключено, что водитель, оказавшись перед выбором уплаты крупного штрафа официально или, например, половины положенной суммы в карман госавтоинспектору, будет выбирать именно последнее.
Интересно, что мнения читателей портала «Транспортный бизнес» по этому вопросу разделились. Около 38% участников опроса на эту тему верят в улучшение ситуации на дорогах после увеличения штрафов, при этом 26% считают, что ПДД будут нарушать не меньше. Оставшиеся же 36% уверены, что большие штрафы будут на руку именно сотрудникам ГАИ.
Что ж, до вступления изменений в силу остается месяц. Только время покажет, приведет ли ужесточение наказаний к нужному результату. В любом случае, если благодаря этому закону количество ДТП и особенно смертей на дорогах уменьшится хотя бы на 1%, можно будет говорить, что данная инициатива была правильной.