Президент вернул ГАИ силу

14 октября 2008 г. Виктор Ющенко подписал Закон Украины № 586–VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», принятый ВР 24 сентября.

Основной целью этих изменений является ужесточение наказания за нарушение Правил дорожного движения. С этой задачей авторы закона справились отлично: из Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) исчезнут «смешные» штрафы на сумму 3,4-8,5 грн. и устные предупреждения. Теперь средний размер штрафов составит 85-100 грн.

Кроме того, усиливаются другие виды админвзысканий за правонарушения в этой сфере. Так, законом вводятся такие виды взысканий, как общественные работы, лишение права управления транспортным средством на срок 10 лет, ответственность владельцев (совладельцев) транспортных средств, временное изъятие удостоверения водителя, талона о прохождении техосмотра, лицензионной карточки и временное задержание транспортных средств.

Авторы законопроекта учли и опыт других стран в решении подобных проблем. Документ предусматривает внедрение и использование работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД.

Сравнительная таблица взысканий за наиболее распространенные виды нарушений ПДД согласно КоАП

№ ст. КоАП

Вид нарушения

Действующие меры наказания

Админвзыскание в новой редакции

121. ч. 4

Нарушения правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами.

предупреждение или 3,4-8,5 грн.

51-85 грн.

122 ч. 1

Превышение скорости движения более чем на 20 км/ч, нарушения требований дорожных знаков и разметки, правил перевозки людей или грузов, буксировки ТС, остановки, стоянки, парковки и порядка оплаты за нее, проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых переходах, нарушения правил движения ТС по тротуарам или пешеходным дорожкам.

предупреждение или 3,4-17 грн.

255-340 грн.

122 ч. 2

Нарушения правил проезда перекрестков, остановок общественного транспорта и непредоставление преимущества в движении маршрутным ТС, нарушения правил обгона и встречного разъезда, безопасной дистанции или интервала, размещения ТС на проезжей части, движения по автомагистралям, пользования приборами освещения и предупредительными сигналами и их переоснащение с нарушением стандартов, правил пользования средствами связи, учебной езды.

предупреждение или 3,4-17 грн.

425-510 грн.

122 ч. 3

Превышение скорости движения более чем на 50 км/ч, проезд на запрещенный сигнал светофора или жест регулировщика, непредоставление преимущества ТС аварийно-спасательных и пожарной служб, медицинской помощи, милиции, двигающимся с включенными спецсигналами, нарушение правил остановки или стоянки, что создает помехи дорожному движению или его безопасности, отказ от оплаты за парковку.

предупреждение или 3,4-17 грн.

510-680 грн.

122 ч. 4

Нарушения, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 этой статьи, ставшие причиной создания аварийной ситуации.

34-68 грн. или лишение прав на 6-12 мес.

680-850 грн. или лишение прав на 6-12 мес.

123 ч. 1

Нарушения правил проезда ж/д переездов.

34-68 грн.

340-425 грн.

123 ч. 3

Нарушения правил проезда ж/д переездов, ставшие причиной создания аварийной ситуации.

68-136 грн. или лишение прав на 6-12 мес.

340-680 грн. или лишение прав на 1-2 года

130 ч. 1

Управление ТС в нетрезвом состоянии, под воздействием наркотических средств и лекарственных препаратов, передача права управления лицам, находящимся в подобном состоянии, а также уклонение от проверки на предмет опьянения.

255-340 грн. или лишение прав на 1-2 года

2550-3400 грн. или лишение прав на 1-2 года

130 ч. 2

Повторное на протяжении года нарушение, предусмотренное ч. 1 этой статьи.

340-680 грн. или лишение прав на 2-3 года

лишение прав на 2-3 года с оплатным изъятием ТС либо без такового

Источник: Автоцентр

Принятые изменения призваны позитивно повлиять на обстановку на дорогах страны. Действительно, в последние годы ГАИ была практически лишена рычагов влияния, ограничиваясь во многих случаях символическими штрафами или устными предупреждениями нерадивым водителям. Все это создавало на автотрассах атмосферу безнаказанности и «Дикого Запада». Усугубляли ситуацию бессистемные действия власти, которая то «убирала людей с дорог», то возвращала инспекторов на место, но не давала права взимать самостоятельно даже самые мелкие штрафы, загружая этим суды.

Однако нерешенной остается проблема коррупции со стороны сотрудников ГАИ, «поощряемой», к слову, и самими водителями. Повышение штрафов неизбежно приведет к увеличению размеров «откупа» от наказаний. При этом не исключено, что водитель, оказавшись перед выбором уплаты крупного штрафа официально или, например, половины положенной суммы в карман госавтоинспектору, будет выбирать именно последнее.

Интересно, что мнения читателей портала «Транспортный бизнес» по этому вопросу разделились. Около 38% участников опроса на эту тему верят в улучшение ситуации на дорогах после увеличения штрафов, при этом 26% считают, что ПДД будут нарушать не меньше. Оставшиеся же 36% уверены, что большие штрафы будут на руку именно сотрудникам ГАИ.

Что ж, до вступления изменений в силу остается месяц. Только время покажет, приведет ли ужесточение наказаний к нужному результату. В любом случае, если благодаря этому закону количество ДТП и особенно смертей на дорогах уменьшится хотя бы на 1%, можно будет говорить, что данная инициатива была правильной.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua