Порты Украины: обманчивая «стабильность»

Пресс-релиз Минтранссвязи, посвященный итогам работы государственных морских торговых портов за январь 2009 г., как и все подобные документы, выдержан в оптимистичных тонах. Реальная ситуация не столь однозначна.

Итак, пресс-служба МТСУ отчиталась, что морпорты, подчиненные министерству, в январе 2009 г. перечислили в Госбюджет 63 млн. грн., что на 63% больше показателя прошлого года (38,7 млн. грн.). Грузооборот МТП по результатам первого месяца текущего года составил 8,011 млн. т. Более того, планируется, что по итогам февраля отчисления в бюджет составят 200 млн. грн., тогда как в феврале 2008 г. этот показатель составил 62 млн. грн.

Такие цифры, по-видимому, призваны доказать, что в портовом хозяйстве Минтранссвязи «все спокойно», а также выступить одним из веских аргументов в процессе заслушивания членами Кабмина результатов деятельности Иосифа Винского в министерском кресле. Однако более детальный анализ статданных позволяет утверждать, что реальность в этом секторе очень далека от победных рапортов руководства ведомства.

Следует отметить, что в январе 2008 г. суммарный грузооборот государственных МТП составил 9,2 млн. т. Это означает, что показатель этого года снизился по сравнению с прошлым на 12,9%. Не стоит забывать также, что январь минувшего года был очень неудачным для портов из-за неблагоприятных погодных условий - это выразилось в падении объемов грузоперевалки на 3,4% по сравнению с январем 2007 г. Получается, что цифры, обнародованные Минтранссвязи, не выдерживают сравнения даже с одним из самых «плохих» результатов минувших лет.

Порты, больше всех пострадавшие из-за штормов и сложной ледовой обстановки в январе 2008 г. (Мариупольский, Бердянский, Феодосийский, Керченский), действительно показали положительную динамику грузопереработки. А вот вместо освещения проблем остальных МТП в пресс-релизе министерства значится фраза «результаты работы больших портов стабильны». О какой стабильности идет речь, если за январь 2009 г. объем грузоперевалки Одесского порта уменьшился на 24,9%, а Южного - на 14,5%?

Возможно, такие показатели можно считать стабильными на фоне провальных ноября-декабря 2008 г., однако такая стабильность - не повод для гордости.

Учитывая это, данные Минтранссвязи о рекордных отчислениях портов в госбюджет следует воспринимать не как «победу», а скорее наоборот. Понятно, что рост финансовых показателей достигнут только за счет повышения тарифов и сборов за услуги портов. Но в создавшейся ситуации дополнительные денежные поступления помогут портам разве что «удержаться на плаву».

Казалось бы, в это кризисное время целью Минтранссвязи должно стать не дальнейшее увеличение поступлений в бюджет любой ценой, а защита транспортного комплекса - одного из ключевых элементов экономики. Однако действующее руководство отрасли давно убедило всех в том, что слова о поддержке транспортного госсектора остаются всего лишь словами…




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua