Почему Украина потеряла транзит

После заявлений экс-министра транспорта Иосифа Винского, что «скидки это коррупция» в 2009 г., Украина в отличие от Беларуси и стран Балтии сохранивших объемы примерно на уровне 2008 г., потеряла 35% транзитного грузопотока.

В распоряжении tbu.com.ua оказались итоги грузовых перевозок железных дорог Украины с данными о доходах и средних доходных ставках в разных видах сообщений. Сразу стоит отметить, что в то время когда наши соседи стимулировали транзит средняя доходная ставка «Укрзализныци» выросла с $13 за 1 т в 2008 г. до $20 за 1 т в 2009 г. С учетом девальвации гривни транзитный тариф вырос в два раза с 80,5 грн. за 1 т до 160,8 грн. за 1 т. При этом средняя доходная ставка на импортные перевозки выросла всего лишь с 69 грн. за 1 т до 69,6 грн. за 1 т. Если сравнивать показатели декабря 2009 г. с декабрем 2008 г., то средняя доходная ставка на импортные перевозки вообще снизилась на 20% с 94,1 грн. за 1 т до 75,9 грн. за 1 т.

Интересно, что средняя тарифная нагрузка в 2009 г. на экспортеров увеличилась на 12,3% с 69,8 грн. за 1 т до 78,3 грн. за 1 т, а на внутренние перевозки на 19,1% с 36,8 грн. до 43,8 грн.

Именно благодаря увеличению транзитных тарифов «Укрзализныце» удалось в кризисном 2009 г. по оперативным данным даже получить чистую прибыль в сумме 620,7 млн. грн., и на 2 млрд. грн. перевыполнить финансовый план по налогам.

В целом, доходы УЗ от перевозок составили 32695,3 млн. грн., в т.ч. от грузовых - 26 801,7 млн. грн. (плюс 1,7%). При этом, доходы от транзита составили 7306,3 млн. грн. (плюс 30%), от перевозок импорта - 1610,7 млн. грн. (минус 32,3%), экспорта - 8503,9 млн. грн. ( плюс 4,3%), во внутреннем сообщении - 9380,8 млн. грн. (минус 8%).

Не факт, конечно, что при сохранении прежних тарифов железные дороги Украины смогли бы сохранить докризисные объемы перевозки. Но не стоит забывать, что транзит можно потерять за один день, а возвращать его можно годами. Что говорить, если даже перевозка кузбасского угля в страны центральной Европы стала дешевле на $3 за 1 т по более длинному маршруту через Беларусь.

Кроме того, на транзитном грузопотоке зарабатывают и другие участники транспортного рынка. Прежде всего, порты. И эта ситуация в очередной раз подтверждает отсутствие координации со стороны Минтранссвязи и согласованной тарифной политики всех участников перевозки и переработки транзитных грузов.

Объемы перевозки грузов железными дорогами Украины, доходы и доходная ставка во всех видах сообщений за декабрь 2009 г. (по оперативным данным)

Вид сообщения

Объем перевозок

Грузооборот (млн т км)

доходы млн. грн

доходная ставка (грнт)

2009

2008

% до 2008

2009

фрахт 2008

ожид. 2009фрахт 2008%

2009

2008

% к 2008

2009

2008

% к 2008

план

ожид.

% к плану

Транзит

4,2

4,91

85,5

4818,0

41,28,2

85,7

4828,9

85,5

708,5

653,2

108,5

168,69

133,0

126,8

Импорт

2,0

1,10

181,8

1155,0

1036,0

89,7

588,9

175,9

151,8

103,5

146,7

75,90

94,1

80,7

Экспорт

9,7

7,88

123,1

4394,0

6715,6

152,8

5299,5

126,7

908,10

669,7

135,6

93,62

85,0

110,2

Внутреннее сообщение

18,48

16,10

114,8

6583,0

5393,3

81,9

5100,9

105,7

979,8

681,8

143,7

53,02

42,3

125,2

Всего

34,38

29,99

114,6

16950,0

17273,1

101,9

15818,2

109,2

2748,20

2108,2

130,4

79,94

70,3

113,7

Объемы перевозки грузов железными дорогами Украины, доходы и доходная ставка во всех видах сообщений за январь-декабрь 2009 г. (по оперативным данным)

Вид сообщения

Объем перевозок

Грузооборот (млн т км)

доходы млн. грн

доходная ставка (грнт)

2009

2008

% до 2008

2009

фрахт 2008

ожид. 2009фрахт 2008%

2009

2008

% к 2008

2009

2008

% к 2008

план

ожид.

% к плану

Транзит

45,45

69,8

65,1

58045

44867,7

80,1

69200,3

64,8

7306,3

5620,5

130,0

160,8

80,5

199,6

Импорт

23,130

34,5

67,1

13669

10795,4

79,0

17346,5

62,2

1610,7

2379

67,7

69,6

69

100,9

Экспорт

108,60

116,9

92,9

52681

71067,1

134,9

77478,29

91,7

8503,90

8151

104,3

78,3

69,8

112,3

Внутреннее сообщение

214,280

277,4

77,2

76793

69220,9

90,1

92981,05

74,4

9380,8

10196

92,0

43,8

36,8

119,1

Всего

391,46

498,5

78,5

199188

195951,1

98,4

257006,14

76,2

26801,7

26374,2

101,7

68,5

52,8

129,6




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua