Почему Украина потеряла транзит
После заявлений экс-министра транспорта Иосифа Винского, что «скидки это коррупция» в 2009 г., Украина в отличие от Беларуси и стран Балтии сохранивших объемы примерно на уровне 2008 г., потеряла 35% транзитного грузопотока.
В распоряжении tbu.com.ua оказались итоги грузовых перевозок железных дорог Украины с данными о доходах и средних доходных ставках в разных видах сообщений. Сразу стоит отметить, что в то время когда наши соседи стимулировали транзит средняя доходная ставка «Укрзализныци» выросла с $13 за 1 т в 2008 г. до $20 за 1 т в 2009 г. С учетом девальвации гривни транзитный тариф вырос в два раза с 80,5 грн. за 1 т до 160,8 грн. за 1 т. При этом средняя доходная ставка на импортные перевозки выросла всего лишь с 69 грн. за 1 т до 69,6 грн. за 1 т. Если сравнивать показатели декабря 2009 г. с декабрем 2008 г., то средняя доходная ставка на импортные перевозки вообще снизилась на 20% с 94,1 грн. за 1 т до 75,9 грн. за 1 т.
Интересно, что средняя тарифная нагрузка в 2009 г. на экспортеров увеличилась на 12,3% с 69,8 грн. за 1 т до 78,3 грн. за 1 т, а на внутренние перевозки на 19,1% с 36,8 грн. до 43,8 грн.
Именно благодаря увеличению транзитных тарифов «Укрзализныце» удалось в кризисном 2009 г. по оперативным данным даже получить чистую прибыль в сумме 620,7 млн. грн., и на 2 млрд. грн. перевыполнить финансовый план по налогам.
В целом, доходы УЗ от перевозок составили 32695,3 млн. грн., в т.ч. от грузовых - 26 801,7 млн. грн. (плюс 1,7%). При этом, доходы от транзита составили 7306,3 млн. грн. (плюс 30%), от перевозок импорта - 1610,7 млн. грн. (минус 32,3%), экспорта - 8503,9 млн. грн. ( плюс 4,3%), во внутреннем сообщении - 9380,8 млн. грн. (минус 8%).
Не факт, конечно, что при сохранении прежних тарифов железные дороги Украины смогли бы сохранить докризисные объемы перевозки. Но не стоит забывать, что транзит можно потерять за один день, а возвращать его можно годами. Что говорить, если даже перевозка кузбасского угля в страны центральной Европы стала дешевле на $3 за 1 т по более длинному маршруту через Беларусь.
Кроме того, на транзитном грузопотоке зарабатывают и другие участники транспортного рынка. Прежде всего, порты. И эта ситуация в очередной раз подтверждает отсутствие координации со стороны Минтранссвязи и согласованной тарифной политики всех участников перевозки и переработки транзитных грузов.
Объемы перевозки грузов железными дорогами Украины, доходы и доходная ставка во всех видах сообщений за декабрь 2009 г. (по оперативным данным)
Вид сообщения |
Объем перевозок |
Грузооборот (млн т км) |
доходы млн. грн |
доходная ставка (грнт) |
2009 |
2008 |
% до 2008 |
2009 |
фрахт 2008 |
ожид. 2009фрахт 2008% |
2009 |
2008 |
% к 2008 |
2009 |
2008 |
% к 2008 |
план |
ожид. |
% к плану |
Транзит |
4,2 |
4,91 |
85,5 |
4818,0 |
41,28,2 |
85,7 |
4828,9 |
85,5 |
708,5 |
653,2 |
108,5 |
168,69 |
133,0 |
126,8 |
Импорт |
2,0 |
1,10 |
181,8 |
1155,0 |
1036,0 |
89,7 |
588,9 |
175,9 |
151,8 |
103,5 |
146,7 |
75,90 |
94,1 |
80,7 |
Экспорт |
9,7 |
7,88 |
123,1 |
4394,0 |
6715,6 |
152,8 |
5299,5 |
126,7 |
908,10 |
669,7 |
135,6 |
93,62 |
85,0 |
110,2 |
Внутреннее сообщение |
18,48 |
16,10 |
114,8 |
6583,0 |
5393,3 |
81,9 |
5100,9 |
105,7 |
979,8 |
681,8 |
143,7 |
53,02 |
42,3 |
125,2 |
Всего |
34,38 |
29,99 |
114,6 |
16950,0 |
17273,1 |
101,9 |
15818,2 |
109,2 |
2748,20 |
2108,2 |
130,4 |
79,94 |
70,3 |
113,7 |
Объемы перевозки грузов железными дорогами Украины, доходы и доходная ставка во всех видах сообщений за январь-декабрь 2009 г. (по оперативным данным)
Вид сообщения |
Объем перевозок |
Грузооборот (млн т км) |
доходы млн. грн |
доходная ставка (грнт) |
2009 |
2008 |
% до 2008 |
2009 |
фрахт 2008 |
ожид. 2009фрахт 2008% |
2009 |
2008 |
% к 2008 |
2009 |
2008 |
% к 2008 |
план |
ожид. |
% к плану |
Транзит |
45,45 |
69,8 |
65,1 |
58045 |
44867,7 |
80,1 |
69200,3 |
64,8 |
7306,3 |
5620,5 |
130,0 |
160,8 |
80,5 |
199,6 |
Импорт |
23,130 |
34,5 |
67,1 |
13669 |
10795,4 |
79,0 |
17346,5 |
62,2 |
1610,7 |
2379 |
67,7 |
69,6 |
69 |
100,9 |
Экспорт |
108,60 |
116,9 |
92,9 |
52681 |
71067,1 |
134,9 |
77478,29 |
91,7 |
8503,90 |
8151 |
104,3 |
78,3 |
69,8 |
112,3 |
Внутреннее сообщение |
214,280 |
277,4 |
77,2 |
76793 |
69220,9 |
90,1 |
92981,05 |
74,4 |
9380,8 |
10196 |
92,0 |
43,8 |
36,8 |
119,1 |
Всего |
391,46 |
498,5 |
78,5 |
199188 |
195951,1 |
98,4 |
257006,14 |
76,2 |
26801,7 |
26374,2 |
101,7 |
68,5 |
52,8 |
129,6 |
|