Пассажирские перевозки: урок от РЖД

13 ноября 2008 г. на заседании Правительства РФ рассматривались инвестпрограмма и финплан ОАО «Российские железные дороги» на 2009-2011 гг. В ходе обсуждения проблем компании большое внимание было уделено пригородным пассажирским перевозкам.

РЖД испытывают «классические» проблемы для постсоветского железнодорожного пространства: «пассажирка» является убыточной, при этом «слабым звеном» сектора остаются пригородные перевозки. «Убытки от пассажирских перевозок, связанные с неприобретением билета, на самом деле не копеечные, они, наверное, достигают одной трети всех убытков, которые мы несем», - сказал по этому поводу президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин.

Свои цифры 10 ноября 2008 г. обнародовало и руководство «Укрзализныци»: убытки от перевозок пассажиров в пригородном сообщении за 9 месяцев 2008 г. составили 1,4 млрд. грн. Однако, при всей схожести стоящих перед железнодорожными монополиями трудностей, РФ и Украина выбирают разные пути решения.

Так, В.Якунин не исключает, что РЖД сократит определенные маршруты перевозок. «Мы будем выходить в правительство с предложениями либо развивать определенные направления перевозок, либо сокращать те направления, где нет необходимого объема пассажиров и где регионы не считают необходимым поддерживать пригородные перевозки», - заявил он. Кроме того, на заседании, по словам главы РЖД, «прозвучала совершенно четкая позиция о необходимости выработки нормативных документов, обязывающих федеральные и региональные органы власти компенсировать убытки, возникающие от регулирования тарифов».

Позиция УЗ и Минтранссвязи Украины по этому вопросу была озвучена Иосифом Винским. Для изучения проблем повышения уровня доходности и снижения убытков от пассажирских перевозок создана рабочая группа, а железным дорогам поручено провести расчеты с целью приведения тарифов к уровню «хотя бы нулевой рентабельности», т.е. их повышения. Создается впечатление, что «выбить» предусмотренные законом компенсации из местных бюджетов никто особо и не рассчитывает. При этом о сокращении маршрутов или перечня льготников речь не идет, хотя все это делается «неофициально», путем внедрения электропоездов повышенной комфортности вместо обычных.

Правительство РФ одобрило создание Федеральной пассажирской компании в форме 100% дочернего общества ОАО «РЖД». По словам премьер-министра Владимира Путина, в регионах России уже создано 11 пригородных железнодорожных пассажирских компаний, проекты еще 12 разрабатываются. «Речь идет об окончательном разделении функций государственного управления и хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте», - отметил он.

В это же время в Украине министр транспорта и связи поручил гендиректору «Укрзализныци» подготовить предложения по созданию Дирекции по организации пригородных перевозок с дальнейшей передачей на ее баланс всех соответствующих локомотивных депо.

Разница в подходах видна и ощутима. В первом случае проблемы решаются рыночным путем, во втором - административным. Это происходит потому, что РЖД уже давно трансформирована в акционерное общество, а УЗ все еще остается госпредприятием. К сожалению, учитывая видение реформ железных дорог Украины, озвученное действующим руководством транспортной отрасли, приходится констатировать, что пассажирские перевозки и далее будут регулироваться «проверенными» советскими методами.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua