Падение Porsche: VW «спасает» противника

В четверг, 23 июля 2009 г., компании Volkswagen AG и Porsche SE достигли соглашения об объединении. Это стало результатом четырех лет попыток последней получить контроль над одним из крупнейших автоконцернов мира путем скупки его акций. Планы Porsche были перечеркнуты глобальным финансовым кризисом - компания парализована огромными долгами.

При этом исполнительный директор германского производителя спортивных авто Венделин Видекинг и финансовый директор Хольгер Хэртер, приобретший известность благодаря ухищренным финансовым схемам скупки акций VW, уходят в отставку. Наблюдательный совет компании уже утвердил на должность исполнительного директора Михаэля Махта. Сообщается также, что выходное пособие В.Видекинга составит €50 млн.

Такое переформатирование концерна призвано обеспечить получение инвестиций от ближневосточного эмирата Катар, являющегося второй богатейшей страной мира после Лихтенштейна. Используя свой государственный «фонд благосостояния», составляющий $63 млрд., страна занимается покупкой акций известных мировых брендов в различных сферах. Так, через четыре года после начала своей работы, фонд Катара является основным владельцем акций в Barclays Plc, J. Sainsbury Plc и Credit Suisse AG.

В результате соглашения Катару, путем приобретения опционов Porsche, которые будут переведены в акции VW, достанется 17% доля крупного концерна. Таким образом, по словам главы Volkswagen Мартина Винтеркорна, ближневосточный эмират станет третьим по величине инвестором компании после Porsche и германской земли Нижняя Саксония.

Также в СМИ поступила информация о том, что Катар предоставит Porsche заем в размере €750 млн. Источник информации пожелал остаться неназванным, так как переговоры по поводу данного кредита «приватны». Представители катарских инвестиционных властей отказались комментировать данное заявление.

Всего же, согласно планам наблюдательного совета Porsche, автопроизводитель намерен привлечь минимум €5 млрд., часть которых поступят от продажи доли компании Катару. Компания остро нуждается в средствах для выплаты долгов, которые, по иронии судьбы, образовались у нее из-за страстных попыток получить контроль над VW. Ожидается, что свой вклад сделают и семьи Пих и Порш, контролирующие голосующие акции компании. По словам Вольфганга Порша, они намерены приобрести акции или помочь каким-либо другим образом.

При этом ранее представители Porsche постоянно заявляли, что долги компании держатся на уровне около €9 млрд. Однако, как сообщили 25 июля германские журналы Focus и Der Spiegel, в ходе переговоров между автопроизводителями выявился намного больший долг - €14 млрд. Эксперты считают, что уже через две недели Porsche стал бы неплатежеспособен, если бы Volkswagen не подоспел со своими амбициями.

Сейчас, по мнению аналитиков, «Катару, Porsche и Volkswagen необходимо создать здоровую интегрированную компанию». Представители VW утверждают, что достигнут этого «шаг за шагом». При этом возник вопрос, как крупному автоконцерну удастся компенсировать влияние, которое Porsche уже имеет над ним благодаря купленным ранее акциям. Именно это и стало причиной конфликта, так как Фердинанд Пих, председатель совета VW, являющийся также членом совета Porsche, настаивал на покупке акций производителя спорткаров, против чего и выступал ушедший с должности В.Видекинг.

Стоит отметить, что Volkswagen представляет собой «мозаику» различных владельцев и интересов. Богатые семейства, влиятельные союзы и германская земля Нижняя Саксония, владеющая около 20% акций - все эти стороны участвуют в переговорах. Теперь же к списку примкнул Катар. Тем не менее, эксперты заявляют, что уход В.Видекинга, яростно отстаивавшего независимость спортивного бренда, устранил серьезное препятствие на пути интеграции компаний.

Премьер Нижней Саксонии Кристиан Вульф считает, что сторонам удастся определить основные положения соглашения вовремя, то есть до очередного собрания совета в середине августа. По его мнению, окончательное слияние может быть завершено к середине 2011 г.

Ситуация несколько прояснилась сразу после сообщения о более крупном, чем предполагалось долге Porsche. Сейчас ведутся переговоры по поводу терминов двухэтапного поглощения и подробностей бухгалтерской отчетности компании, что позволит определить ее цену.

Стало известно, что VW планирует приобрести 49.9% Porsche в этом году, а в 2010 г. заполучить более 50%. Тем не менее, Porsche останется независимым брендом. Окончательные детали интеграции будут оговорены в последующие несколько месяцев. Финансовые эксперты Volkswagen в ближайшее время намерены тщательно проверить финансовые документы производителя спорткаров.

В.Порш, председатель совета компании, и его двоюродный брат Ф.Пих, председатель совета VW, высказались в поддержку как можно более быстрого и эффективного слияния концернов. При этом, первый подчеркнул необходимость сохранения «бренда Porsche».

На прошлой неделе В.Порш подтвердил, что компанию, которую основал его отец в 1931 г., отныне ждет другое будущее. Приглушенным голосом он обратился к сотрудникам концерна в Штутгарте, пообещав им, что компания со славной историей будет процветать в новой форме. «Рассчитывайте на меня. История Porsche жива и никогда не умрет», - сказал он.

Объединение усилий семей позволит люксовому автопроизводителю процветать в условиях крупного концерна, который достаточно успешно продвигает свои бренды, особенно на рынках Австрии, Центральной и Восточной Европы. В случае удачного поглощения VW добавит еще одно «золотое имя» автопрома в свои ряды. Этот шаг рассматривается аналитиками, как логичное продолжение стратегии роста компании. Отметим, что сейчас у концерна около 365 тыс. сотрудников, Porsche увеличит это количество еще на 12,8 тыс. человек. При этом почти половина всего персонала работает в Германии.

Таким образом, в «конюшне» автомобилестроительной империи Volkswagen будет насчитываться 10 брендов. Среди них VW, Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini и Scania – производители бюджетной ценовой категории, популярный средний класс, люксовые авто и даже грузовики. В 2008 г. концерн реализовал 6,3 млн. авто, что вывело его на одну из лидирующих позиций в мире. Porsche за аналогичный период продал 100 тыс. спорткаров.

Конечно же, основная доля всех продаж Volkswagen приходится на собственный бренд. Особо популярны практичные модели Golf и Polo, а также машины чешской Skoda и испанской Seat. Тем не менее, руководству таких отделений как Bentley, Lamborghini и Audi дается значительная свобода в управлении для продвижения их авто высокой ценовой категории.

Приводя в качестве примера опыт превращения премиум-бренда Audi в прибыльную франшизу в США и других странах, М.Винтеркорн прогнозирует, что Porsche получит рыночное преимущество благодаря крупному масштабу концерна, одновременно не ухудшив свою репутацию в глазах покупателя. По его словам, VW намерен использовать свой значительный опыт интеграции «гордых и успешных брендов с богатой традицией». «Как Audi сегодня, Porsche также сможет продолжить независимое развитие под эгидой Volkswagen и сохранить свою собственную индивидуальность», - добавил он.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua