Одесский порт чуть было не стал «зоной радиоактивной опасности» [фото]

В Одесском МТП возник новый скандал в связи с произволом экологов. 29 марта, во время оформления комиссией прихода судна «Алина» (флаг Украина, порт приписки - Одесса), на судовой экодекларации инспектором экологического поста был проставлен штамп «Ввоз/вывоз запрещен», а также была «приписана» резолюция в отношении судна - «заход запрещен».

Основанием для запрета послужил отказ капитана судна выполнить незаконные требования экологов по отбору проб изолированного балласта. Напомним, что согласно конвенции МАРПОЛ, изолированный балласт подлежит контролю специалистами СЭС на предмет патогенной флоры. Но контроль химического состава морской воды, принятой в открытом море законодательством не предусмотрен.

Как сообщили tbu.com.ua в компании «Трансшип» (оператор «Алины») 29 марта, впервые в новейшей истории Одесского МТП, два представителя экологической инспекции прибыли на судно в составе досмотровой комиссии, как и предусмотрено законодательством. А один из них даже был в форме. Ранее они появлялись в неурочное время после работы досмотровой комиссии, что облегчало вымогательство. Как объяснили в компании «Трансшип», недавно один из одесских судов, по ее иску, принял решение, обязывающее инспекторов экологической инспекции, участвовать в досмотре судна в составе комиссии (вместе с пограничниками, таможенниками и др.). А появление экологов на «Алине» так удивило пограничников и таможенников, что они даже проверили у них документы.

На «Алине», в рамках международных требований по экологии все было в полном порядке. Убедившись в этом, экологи запустили старый сценарий - попытались отобрать пробы изолированного балласта. Затем их лаборатория выдаст заведомо «плохой» результат анализа, после чего будет подсчитан ущерб, и судно будет арестовано. А то, что балласт, набранный в открытом море, на порядок чище вод акватории Одесского порта, нужно будет доказывать в суде. Между тем, ежесуточный простой судна обойдется в $20-30 тыс. Поэтому 99% капитанов судов заходящих в украинские порты предпочитают заплатить экологам по $5-7 тыс.

Поэтому капитан «Алины» отказал экологам во взятии проб изолированного балласта, мотивировав это тем, что это не предусмотрено законодательством. В свою очередь, экоинспекторы посчитали отказ капитана препятствованием выполнению ими служебных обязанностей.

Покинув борт судна ни с чем, экологи потребовали у таможни отозвать «поручение» (так официально называется документ) на погрузку судна в связи с «запретом ввоза» судна. Естественно, таможня им отказала, но предложила экологам отозвать экологическую декларацию на груз (документ, выдаваемый экологами на груз и фиксирующий исключительно результат радиологического контроля). Отозвать декларацию на груз экологи побоялись. Если бы они это сделали, то проблема вымогательства в портах уже бы решалась на более высоком уровне. Поскольку в этом случае, согласно выводам экологов, Одесский порт мог стать следующим после Фукусимы «очагом радиоактивной опасности».

В связи с этим стоит пояснить, что «Алина» является современным перегрузочным комплексом на базе балкера грузоподъемностью в 35 тыс. т, имеющим на борту два уникальных крана каждый производительностью в 14 тыс. т в сутки, на борту имеются парк зачистной техники и малой механизации, кранцы типа Йокогама, для работы по варианту борт-борт в условиях открытого моря.

Судно работает по дозагрузке судов Кэйпсайз на внешних рейдах портов. При существующих глубинах в портах суда такого класса могут загрузиться до 100-120 тыс. т, а еще 50-70 тыс. т с помощью «Алины» догружается в открытом море. Такая технология позволяет экономить украинским экспортерам $15-17 на тонне при перевозках в Юго-Восточную Азию (по сравнению с перевозками на судах Панамакс). Кстати, эта технология по итогам Национального морского рейтинга стала одним из достижений 2010 г. А в этом году эффект (экономия) для украинских экспортеров оценивается в пределах $500-600 млн.

После отказа таможенников экологи обратились с письмом к порту, в котором требовали не начинать выгрузку. Порт письменно запросил правовые основания у экологов, которые те не представили, и порт начал грузовые операции. Тогда экологи письменно обратились в инспекцию портового надзора с требованием запретить откатку балласта и опечатать клапаны балластной системы. Инспектор портового надзора прибыл на судно и выполнил свой долг согласно правилам и обычаям порта, а именно: зафиксировал, что сброс балласта был начат в его личном присутствии в светлое время суток, запахов, радужной пленки и других свидетельств загрязнения не наблюдается.

Радует то, что таможенники, пограничники и администрация порта проигнорировали незаконные требования «защитников природы». Но удивляет другое, даже после того как факты неправомерных действий в украинских портах были доведены по линии Международной морской организации, до сведения МИДа и Мининфраструктуры, попытки вымогательства все равно продолжаются.

IMG_4592.jpg

IMG_7965.jpg 




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua