Одесских таможенников обвинили в вымогательстве

Очередной «контейнерный» конфликт, заблокировавший работу Одесского и Ильичевского портов до сих пор не исчерпан.

31 января пресс-служба Минифраструктуры поспешила сообщить, что ситуация с оформлением контейнеров в Одесском и Ильичевском МТП нормализировалась, «остается стабильной» и ежесуточно из портов выпускается по 350 контейнеров. По версии транспортного ведомства, это было достигнуто благодаря «совместным действиям портовиков и Госслужбы морского и речного транспорта». Хотя отметим, что в периоды нормальной работы этот показатель составлял 1,5 тыс. контейнеров в сутки.

На самом деле, 26 января, уже на следующий день после вмешательства премьер-министра и разблокирования ситуации, возникла другая проблема. Таможенники стали требовать, как условие для оформления, от $200 до $500 за каждый контейнер, ссылаясь на негласное указание из Киева. По информации, опрошенных tbu.com.ua представителей ряда транспортно-экспедиторских компаний, работающих в Одессе и Ильичевске, подобные «сборы» существовали и ранее. До недавнего времени, контейнер можно было оформить за 5 часов уплатив разным контролирующим службам $230-250. Можно было и не платить, но потратить несколько дней.

Эти факты были обнародованы 1 февраля на встрече представителей автотранспортный компаний и ассоциаций автоперевозчиков с главой Одесской ОГА Эдуардом Матвийчуком. Как отмечается в обращении к губернатору: «Начальники таможенных постов в портах, а также начальники грузовых отделов пригласили к себе руководителей транспортных и экспедиторских предприятий, работающих в портах, и проинформировали их, что из Киева поступила команда платить таможенникам неофициально наличными за каждый вывозимый контейнер: проходной транзит - $300, внутренний транзит (на внутренние таможни Украины - tbu.com.ua) - $200, за импорт (растаможка) - $500. Деньги, по их словам, пойдут в Киев, «в общак». Кто хочет работать, тот должен платить».

Далее в обращении отмечается, что «таможенники знают, как заставить платить «несогласных». В морских портах действует норма - дается несколько бесплатных дней для организации вывоза контейнера. После чего, за каждые сутки пребывания в порту, начисляется штраф от $100 до $500. Пользуясь этим, с 27 января таможенники в портах перестали принимать на регистрацию документы для вывоза контейнеров, а уже погруженные автомобили просто не выпускают. Никаких объяснений не дается, а карточка отказа в таможенном оформлении, как того требует закон, не составляется. Для транспортно-экспедиционных предприятий начинают работать «штрафные счетчики». Часть экспедиторов, из-за безвыходного положения, уже соглашается на дачу взяток. Вывоз оформляется только компаниям, имеющим высоких покровителей или согласившихся пойти на требования таможенников» [конец цитаты].

Самое неприятное в этой ситуации заключается в том, что львиная доля грузопотока в контейнерах приходится на импорт и транзит. Это означает, что о проблемах в украинских портах прекрасно осведомлены во всем мире.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua