8 апреля 2008 г. состоялся второй этап заседания Комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя морского торгового порта «Южный». Результат оказался вполне предсказуемым - победителем был объявлен Юрий Крук.
В официальном пресс-релизе Минтранссвязи было заявлено, что именно конкурсное предложение Ю.Крука, представленное комиссии, «отвечает заданию относительно ожидаемых финансово-экономических показателей деятельности порта «Южный». К сожалению, само предложение осталось за рамками официоза. Надо полагать, что идеи 29-летнего Ю.Крука-младшего действительно оказались «революционными», во всяком случае, лучше его конкурентов: главы ликвидационной комиссии концерна «Укрморпорт» Александра Григоращенко, заместителя гендиректора «Укрморпорта» по коммерческой, эксплуатационной деятельности и стратегическому развитию Сергея Шостака, а также директора стивидорной компании «Олимпекс Купе» Виктора Юханова.
Правда, результаты работы МТП «Южный» под руководством молодого и.о. начальника выглядят весьма скромно. За январь-февраль 2008 г. грузооборот этого морского торгового порта составил 3 млн. 455,2 тыс. т при плане 3 млн. 425 тыс. т, т.е. на 0,9% больше плана и на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2007 г.
Впрочем, удивляться нечему, вероятно знания и опыт народного депутата - зампредседателя комитета ВР по вопросам транспорта и связи, автора «Закона о портах» Юрия Крука-старшего помогли его сыну справиться с более опытными соперниками. Но дело в том, что кадровая чехарда в порту «Южном» вновь приобретает черты откровенного скандала. Предшествующим назначению Ю.Крука приказом Иосиф Винский уволил с этой должности Александра Гондзу. Этот приказ №1196 от 29 декабря был подписан на выполнение решения Южного городского суда Одесской области от 24 сентября 2007 г. по административному иску Александра Григоращенко о признании неправомерными действия конкурсной комиссии Минтранссвязи по организации и проведению конкурса на замещение вакантной должности начальника порта «Южный» от 1 декабря 2006 г. Напомним, что А.Гондза был уволен в сентябре 2007 г. гендиректором уже несуществующего концерна «Укрморпорт» Сергеем Климовым.
А.Гондза оспорил свое увольнение в суде. Накануне упомянутого приказа И.Винского, Апелляционный суд Киева принял решение по удовлетворению иска к концерну «Укрморпорт» и оставил в силе решение Шевченковского районного суда Киева от 21 ноября. Оспорить это решение можно только в Верховном Суде, но в связи с отсутствием ответчика, коим является ликвидированный концерн, сделать это невозможно. В этой ситуации министр допустил ошибку, так как отмена результатов конкурса еще не предполагает расторжения контракта с начальником порта.
Кстати, именно следующий судебный иск А.Гондзы остановил первый, запланированный на 18 февраля, конкурс. Его проведение было запрещено 6 февраля 2008 г. постановлением Окружного админсуда г. Киева. При этом об отмене конкурса стало известно только вечером 14 февраля. Хотя до этого шла активная подготовка. Правда тот же суд пересмотрел свое решение на основании… правильно, все того же судебного решения по иску Александра Григоращенко.
Как бы там ни было, но решение нынешней конкурсной комиссии и приказ о назначении Ю.Крука начальником порта «Южный», который «будет подписан Министром транспорта и связи Украины Иосифом Винским в ближайшее время», скорее всего, вновь станет предметом судебных разбирательств. Похоже, что традиция назначать руководителей транспортной отрасли по партийному признаку, начатая с легкой руки Николая Рудьковского, прижилась в Минтранссвязи.
И еще один нюанс. Ю.Крук-старший в конце марта, когда собственно конкурсанты решали «домашнее задание», заявил о том, что Закон Украины «О портах» будет принят в апреле 2008 г. По его словам, ко второму чтению законопроекта подано 226 поправок. В законе предусмотрено, что в каждом порту будет создана государственная морская администрация (для выполнения функций госрегулирования) и дирекция - в качестве хозяйствующего субъекта. При этом частные компании получат право на аренду земли на территории порта.
Любопытное совпадение, особенно если вспомнить о том, что интересы трудовой династии Круков, как известно, напрямую связаны с воднотранспортным комплексом Украины.