Николаевский порт: «прощай, оружие!»

Минтранссвязи наделило Николаевский МТП серьезными полномочиями, создав на базе этого предприятия Единую инспекцию портнадзора. При этом главной цели - присоединения СМП «Октябрьск» - руководству НМТП достичь не удалось.

19 декабря 2008 г. был подписан приказ Минтранссвязи № 1528 «Об усовершенствовании государственного надзора за безопасностью судоходства в районе Бугско-Днепровско-Лиманского канала». Этим документом фактически закрепляется реорганизация ГП «Днепро-Бугский МТП» путем присоединения его к ГП «Николаевский МТП».

Днепро-Бугский порт можно назвать «первой ласточкой» реформ портового хозяйства Украины. Само госпредприятие уже давно выполняет лишь функции морской администрации, обеспечивающей безопасность судоходства, а причалы, находящиеся на балансе ДБМТП, переданы в долгосрочную аренду Николаевскому глиноземному заводу.

Теперь же основные функции, остававшиеся у ДБМТП, переходят к Никморпорту. Приказом Минтранссвязи № 1528 именно на базе НМТП создается Единая инспекция портового надзора, на которую возлагаются функции по обеспечению безопасности судоходства «в отведенных акваториях, подходных каналах морских, речных, рыбных портов, а также причалов, терминалов и перегрузочных комплексов негосударственных форм собственности, прилегающих к Бугско-Днепровско-Лиманскому каналу, на БДЛК, канале акватории порта Николаев, Спасском канале, на судоходных путях и акваториях Бугско-Днепровского региона, использующихся для торгового мореплавания субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, кроме акватории государственного предприятия «Специализированный морской порт «Октябрьск» и зоны надзора Единой инспекции государственного портового надзора порта Херсон».

Такая трансформация очень созвучна с идеей реорганизации государственных портов Николаевского региона, предложенной начальником НМТП Василием Капацыной еще в марте 2008 г. Однако, между планами руководителя Никморпорта и решением Минтранссвязи есть одно ключевое различие - свою самостоятельность сохранил СМП «Октябрьск».

Между тем, в планах В.Капацыны этот специализированный порт занимал видное место. Именно за счет СМП «Октябрьск», через который отправляется на экспорт в т.ч. и военная техника, начальник НМТП собирался добиться основного прироста показателей грузопереработки, доходов, прибыли, создания новых рабочих мест и т.п. Например, по расчетам авторов Концепции оптимизации государственного портового сектора Николаевского региона, в результате реорганизации грузопереработка должна увеличиться на 6,5 млн. т в год, при этом на терминалах СМП «Октябрьск» - на 4 млн. т.

Итак, по каким-то причинам специализированный морской порт не попал в «сферу влияния» НМТП. Но в таком случае вызывает вопросы и вся остальная работа по «оптимизации». Например, за счет чего руководство Николаевского МТП собирается достичь «синергетического эффекта» теперь, когда СМП «Октябрьск» сохранил независимость? И почему Инспекция портнадзора создается на базе НМТП, а не Днепро-Бугского порта, специализирующегося именно на обеспечении безопасности судоходства? Ссылки на больший «вес» Никморпорта перебивает один простой факт: чистая прибыль, полученная этим портом за I полугодие 2008 г., меньше, чем аналогичный показатель ДБМТП.

Возможно и другое - в Минтранссвязи не собирались сливать воедино все государственные морпорты региона, а просто хотели упорядочить вопросы обеспечения судоходства на водных путях Николаевщины. Однако в таком случае «внутрирегиональной конкуренции» между госпортами избежать не удастся.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua