12 мая 2008 г. в Вильнюсе министры транспорта Литвы, Беларуси и Украины подписали трехстороннее Соглашение о развитии перевозок грузов между регионами Балтийского и Черного морей.
От Украины документ был подписан Иосифом Винским, находившимся в составе официальной делегации во главе с Президентом Украины. Кроме транспортного стороны подписали и соглашение об энергетическом сотрудничестве. Суммируя эти два направления, Виктор Ющенко назвал создаваемое образование «общим Балтийско-Черноморско-Каспийским энерготранзитным пространством».
Идея транспортного коридора между Балтийским и Черным морями не нова. Ее воплощением на практике является поезд комбинированного транспорта «Викинг», с 2003 г. курсировавший по маршруту Ильичевск-Колядичи-Клайпеда. К сожалению, с февраля 2008 г. поезд не ходит по территории Украины. При этом объемы перевозок между Беларусью и Литвой стабильно растут, наши соседи называют маршрут перспективным и ратуют за его расширение.
Перспективным вариантом признано продление маршрута «Викинг» с учетом работы морских паромов и организации контейнерного моста Армения - Грузия - паром - Украина (Ильичевск/Одесса) - Беларусь (Колядичи-Минск) - Литва - Латвия - Эстония - паром - Финляндия - Швеция. Проявляет интерес к проекту и Азербайджан, что дает перспективу организации комбинированных перевозок через Кавказ и Каспий до Казахстана.
Таким образом, Украина из конечного пункта маршрута может превратиться в транзитный пункт на одном из путей Европа-Азия. Однако, на данный момент наша страна является скорее не открытыми воротами, а «камнем преткновения» для транзита. Связано это с мерами правительства по борьбе с контрабандой и, как следствие, увеличением громоздкости процедур при оформлении грузов. Именно «усилиями» таможни и других контролирующих органов была осложнена работа контейнерных терминалов в портах Одессы и Ильичевска и заблокировано функционирование украинского плеча маршрута «Викинг».
Минтранссвязи предпринимает попытки упростить процедуры оформления контейнеров в морских портах. В начале мая транспортное ведомство даже подготовило и направило на согласование в таможенную и пограничную службы проект соответствующего совместного приказа.
В этой связи подписание Соглашения о развитии перевозок грузов в направлении Балтийское море - Черное море министром транспорта и связи видится недостаточным. В сложившейся ситуации документ без подписей глав Гостаможслужбы, Госпогранслужбы, СБУ может превратить «благие намерения» Минтранссвязи в очередную «бумажную» декларацию.