Мировой кризис переформатирует авторынки

Одним из последствий обострения глобального финансового кризиса стало катастрофическое падение продаж автомобилей на рынках США и ЕС. Свои надежды автопроизводители связывают с Восточной Европой и особенно РФ.

Сентябрь 2008 г. стал очередным «черным» месяцем для мирового автопрома. В прошлом месяце совокупные продажи в США на фоне обострения кредитного кризиса и затруднений с финансированием покупки новых авто упали на 27%. Больше всех при этом уменьшились показатели Nissan - на 37%, Ford - на 34%, Chrysler - на 33%, Toyota - на 32,3%, Honda - на 24%. Согласно прогнозу J.D. Power, продажи легковых автомобилей в США в 2008 г. составят 13,6 млн. ед. против 16,15 млн. в прошлом году.

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в сентябре 2008 г. объем продаж легковых авто в странах Европы (включая новых членов ЕС) снизился на 8,2% по сравнению с сентябрем 2007 г. и составил 1,3 млн. ед. В целом за девять месяцев 2008 г. зафиксировано падение на 4,4%. По данным J.D. Power, в сентябре реализация новых автомобилей в Западной Европе снизилась на 9,2% - до 1,21 млн. ед.

Deutsche Bank AG прогнозирует, что объемы продаж автомобилей в США за октябрь в годовом выражении могут упасть до минимума за 25 лет. Ведущие мировые производители один за другим объявляют о сокращении объемов производства или полном закрытии нерентабельных заводов вслед за падающим спросом. Американская «большая тройка» намерена обратиться к властям за скорейшей финансовой поддержкой. Инвестфонд Cerberus Capital Management LP ведет переговоры с альянсом Renault-Nissan и американской General Motors Corp. о полной или частичной продаже им своего 80,1% пакета акций корпорации Chrysler LLC, а концерн Ford Motor Co. намерен продать принадлежащие ему 33,9% акций компании Mazda.

При этом восточноевропейские рынки (и, в первую очередь, РФ) чувствуют себя гораздо лучше. Продажи иномарок в России по итогам 9 месяцев 2008 г. выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 1,61 млн. ед. В сентябре реализация иномарок увеличилась на 22% по сравнению с сентябрем 2007 г. Интересно, что показатели лидеров продаж похожи на американские, только вместо «минуса» идет «плюс»: Hyundai - рост на 67%, Chevrolet - рост на 34%, Toyota - рост на 32%. Производство легковых автомобилей в РФ в сентябре 2008 г. также увеличилось на 28,5% - до 140 тыс. ед.

Авторынок Украины на этом фоне видится «золотой серединой». По данным AUTO-Consulting, в сентябре 2008 г. рост продаж составил 1,98%. При этом на показатели, как и везде, влияют проблемы банковской системы. По информации «Простобанк консалтинг», средняя процентная ставка по автокредитам на новые иномарки в гривне сроком на три года в середине октября составила 24,56% (за две недели месяца увеличилась на 1,54%), при этом семь банков временно прекратили кредитование. За последние три года ставки повышались значительнее только один раз - в начале мая 2008 г., когда стоимость автокредитов поднялась на 2,10%.

Что ж, по-видимому, в 2009 г. мировые автогиганты будут вынуждены еще более пристально взглянуть на развивающиеся рынки стран СНГ и особенно РФ. Хотя производители и ухудшают прогнозы роста своих продаж на рынке России на будущий год с 15% до 5%, но по сравнению с Западной Европой (падение на 10%) и США (снижение на 3%) эти цифры являются очень оптимистичными. Таким образом, для многих автопроизводителей авторынок СНГ имеет хорошую возможность стать крупнейшим в Европе.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua