Глобальный финансовый кризис через металлургов и железнодорожников подбирается к «морским воротам». Благодаря накопленной позитивной динамике, по итогам года показатели грузооборота через морпорты удержатся в «плюсе», однако следующий год наверняка не будет таким удачным.
По данным Госкомстата, за 9 месяцев 2008 г. объем грузопереработки в отечественных морпортах всех форм собственности увеличился на 7,1% - до 140,4 млн. т. Учитывая, что кризис производства в Украине только начинается, портовикам вряд ли удастся приблизиться к результатам прошлого года - рост на 12%.
Примерно так же обстоят дела и у наших соседей из РФ. По данным Ассоциации морских торговых портов России, объем перевалки грузов в морских портах этой страны за 9 месяцев 2008 г. вырос всего на 1,6% - до 340,9 млн. т. В сравнении с 2007 г. (рост по итогам года на 7,2%) этот показатель также очень низок. Темпы роста переработки сухих грузов сохранились на приличном уровне (6,5%), а вот перевалка наливных грузов сократилась на 1,7% (по итогам 2007 г. выросла на 7,4 %). Падение последнего показателя эксперты объясняют снижением объемов производства ряда предприятий и частичной переориентацией транспортировки нефти с железной дороги на трубопроводы.
По информации Одесского МТП, в октябре 2008 г. поставки нефти из РФ прекратились вообще, но объемы переработки этого вида груза сохраняются на уровне благодаря казахскому транзиту. А «рекордсменом» по снижению среди перечня грузовой номенклатуры отечественных морпортов прогнозируемо стали металлогрузы.
Резкое уменьшение объемов производства предприятий ГМК привело к снижению грузопотоков в направлении портов, ведь существенная часть произведенного металла отправляется на экспорт. Так, из 36,17 млн. т проката, произведенного отечественными метпредприятиями в 2007 г., через МТП было вывезено 14,97 млн. т (41,4%). По подсчетам железнодорожников, падение объемов перевозок сырья и продукции ГМК составило около 50%, значит, пропорционально уменьшилась и загрузка портовых терминалов.
Больше всего от этого пострадал прошлогодний «сухогрузный лидер» - Мариупольский МТП. Порт, половину перевалки в котором составляли черные металлы, предсказуемо несет потери, так как найти замену такому серьезному объему грузов очень непросто. Учитывая, что в начале года ММТП работал с перебоями из-за сложных погодных условий, становится понятно, что достичь даже показателей 2007 г. предприятию не удастся.
В целом же портовики удерживают позитивные показатели во многом благодаря росту грузопотока контейнеров и зерновых. Благоприятно сказывается на их работе еще и то, что в последние годы предложение грузов стало превышать мощности по их переработке, поэтому уменьшение объемов на первых порах не приводит к дефициту загрузки. Пока портам просто приходится переориентироваться на другие, подчас менее выгодные грузы.
А вот следующий год не сулит портовому хозяйству ничего хорошего. Рекордный урожай зерновых будет вывезен до весны, при этом уже понятно, что следующий сезон не принесет такого грузопотока, ведь земледельцы несут убытки из-за низких цен на зерно и не имеют средств для проведения качественной посевной кампании. Следующими после металлов, наливных и зерновых грузов в результате снижения производства из-за финансового кризиса, скорее всего, упадут объемы перевалки стройматериалов и химической продукции.
Единственной надеждой на выживание портов остаются контейнерные грузы. Однако, во-первых, их переработкой занимаются далеко не все МТП, во-вторых, на объемы контейнерных перевозок также повлияет глобальный кризис. Остается уповать только на имеющийся дефицит контейнерных терминалов, «благодаря» которому портам не страшны падения объемов предложения таких грузов.
А вот чего точно не дождутся порты в ближайшее время, так это крупных инвестиций. За прошедшие годы роста экономики государство не успело реформировать портовое хозяйство и открыть дорогу к грузовым терминалам частному капиталу. Теперь же инвесторы не имеют возможности изыскать необходимые средства. В сложившейся ситуации успехом будет хотя бы завершение текущих проектов развития МТП.