Минтрансвязи и «Укрзализныця» не слышат друг друга

На Третьей Международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и управления на железнодорожном транспорте - ЭКУЖТ 2008» вопрос направления реформирования «Укрзализныци» вызвал жаркие дискуссии. Как и ожидалось, представители Минтранссвязи и УЗ высказали противоположные точки зрения по этой проблеме. Замдиректора Департамента железнодорожного транспорта Минтранссвязи Петр Смаглий заявил, что госадминистрация железных дорог должна быть преобразована в ГП «Укрзализныця». В свою очередь, начальник Главного управления развития и технической политики УЗ Арликин Зубко поддержал вариант ее трансформации в государственную акционерную компанию.

Главная проблема «Укрзализныци», по оценкам ее представителей, - острый дефицит инвестиций. На протяжении последних лет УЗ была, по сути, оставлена один-на-один со своими проблемами. Государство дистанцировалось от помощи железнодорожникам, считая, что те справятся сами за счет «внутренних резервов». О монополии правительство обычно вспоминало перед очередными выборами, когда правящей партии были нужны деньги. В остальном участие государства сводилось к предоставлению гарантий по очередным кредитам.

Тем временем УЗ вплотную подошла к коллапсу. Износ основных фондов, нехватка подвижного состава и локомотивов, несоответствие пропускной способности железных дорог темпам роста грузопотоков привели к тому, что сейчас «запас прочности» «Укрзализныци» практически исчерпан. На конференции были озвучены некоторые цифры. К началу 2008 г., чтобы выйти на нормативный уровень износа основных фондов, железнодорожному транспорту требовались инвестиции в объеме 100 млрд. грн. Для обновления подвижного состава и объектов инфраструктуры до приемлемого уровня в подотрасль необходимо в течение 5-7 лет инвестировать не менее 10 млрд. грн. ежегодно, исходя из текущего уровня цен.

По убеждению представителей «Укрзализныци», приток инвестиций в таких объемах невозможен, если железнодорожная администрация будет реорганизована в ГП. В таком случае стратегические инвесторы не захотят работать с такой громоздкой и непрозрачной структурой, поэтому источники финансирования останутся неизменными (кредиты, собственные и бюджетные средства). Обещания Минтранссвязи обеспечить необходимые суммы выглядят утопией.

Ситуация сложится по-другому, если будет реализована действующая Концепция реформирования железнодорожного транспорта, предусматривающая создание на базе «Укрзализныци» ГАК «Украинские железные дороги». В таком случае, после выделения в отдельные подразделения путевого хозяйства, грузовых, пассажирских перевозок (с последующим разделением последних на компании, осуществляющие перевозки в пригородном и дальнем сообщении), а также выведения из состава компании непрофильных предприятий и производств, привлечение необходимых инвестиций станет вполне реальным.

За примерами далеко ходить не надо, достаточно изучить опыт соседей, как это обычно предлагает нынешний министр транспорта и связи. Практически все страны Европы выстроили именно такую структуру железнодорожного транспорта, их грузовые железнодорожные операторы являются акционерными обществами и активно привлекают инвестиции в нужных объемах.

Масла в огонь подливает и конфликт между руководством Минтранссвязи и УЗ. Теперь, перейдя из «кулуарной» стадии в публичную, этот спор, видимо, будет окончен только после «капитуляции» одной из сторон. При этом необходимость проведения неотложных реформ на железных дорогах Украины опять отходит на второй план.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua