27 октября 2008 г. в Ильичевске состоялся митинг протеста работников морского торгового порта. Почти три тысячи его участников (около 10% населения города) обратились к Минтранссвязи с требованием отменить приказ об отстранении начальника порта Геннадия Скворцова и пересмотреть условия договора от 22.06.2005 г. № 435-О о совместной деятельности с ЧП «Укртрансконтейнер».
Как стало известно tbu.com.ua, 22 октября 2008 г. министр транспорта и связи Иосиф Винский подписал приказ № 1292 «О проведении внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГП «Ильичевский МТП». На время проведения проверки (с 22.10. по 01.11.) начпорта Г.Скворцов отстранен от исполнения обязанностей. Причем для проведения проверки назначена внушительная комиссия в составе 20 человек.
Данный приказ Минтранссвязи был подписан на основании депутатского запроса от 16.10.2008 г. председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Игоря Калетника. В этом документе раскритикованы договора совместной деятельности в порту, за исключением одного - с ЧП «Укртрансконтейнер».
На самом деле, этот договор наоборот является самым невыгодным для государства, ведь частному предприятию передан в управление самый доходный терминал порта - контейнерный. При этом прибыль от его работы распределяется согласно стоимости взносов в совместную деятельность. В таких условиях инвестор, постоянно наращивающий объемы вложений в объект, все время увеличивает и свою долю прибыли, а порт, взносом которого стало имущество терминала, постепенно лишается одного из основных источников финансовых поступлений.
Не удивительно, что руководство порта давно инициирует пересмотр условий договора о совместной деятельности с ЧП «Укртрансконтейнер». Увы, этот документ согласован предыдущими руководителями Минтранссвязи.
По условиям договора № 435-О, до 01.01.2008 г. ИМТП должен был передать ЧП «Укртрансконтейнер» и производственные мощности на причалах №№ 1-2. С приходом на должность начпорта Г.Скворцова госпредприятие начало здесь перевалку контейнеров своими силами и отнюдь не горело желанием отдавать частникам еще один прибыльно работающий терминал. После безрезультатных попыток добиться выполнения условий договора в мае 2008 г. инвестор подал соответствующий иск в суд.
Интересно, что 16 октября 2008 г. в Индустриальном райсуде г. Днепропетровска должно было состояться очередное заседание по иску бывшего начальника порта Руслана Радзиховского с требованием о восстановлении в должности, но оно было перенесено на 28 октября. Иск был подан в марте 2008 г., хотя Р.Радзиховский был уволен 22 августа 2006 г., проработав в должности начальника порта чуть более полугода. Причем в иске было указано «именно с 22.08.2006 г. и по настоящее время я продолжаю находиться на больничном». В то же время на сайте компании «Интерпайп» в разделе «менеджмент» указано, что Р.Радзиховский является директором по логистике и «до прихода в 2007 г. в ИНТЕРПАЙП возглавлял транспортно-экспедиторскую компанию STS Logistics Odessa. Ранее являлся Начальником Ильичевского морского торгового порта».
Между этими событиями прослеживается прямая связь, ведь обязательство порта о передаче ЧП «Укртрансконтейнер» объектов инфраструктуры на причалах №№ 1-2 было подтверждено и конкретизировано в дополнительном договоре от 10.04.2006 г. Начальником ИМТП в это время был именно Р.Радзиховский.
Итак, возможное возвращение на должность начальника Ильичевского МТП Р.Радзиховского с большой вероятностью приведет к передаче частному предприятию полагающихся по договору перегрузочных мощностей. В таком случае контейнерный терминал под управлением ЧП «Укртрансконтейнер» займет площади по всей линии причалов №№ 1-6 и скорее всего выйдет на проектируемую мощность 4 млн. TEU к 2019 г. Вот только госпредприятие не получит от этого достойной компенсации.
По-видимому, в Минтранссвязи не сильно переживают по этому поводу. Поэтому напомнить чиновникам об их обязанности защищать интересы государства решили работники порта, запланировавшие пикетирование здания министерства на 31 октября.