Минтранссвязи: пятилетку за полгода?

На пресс-конференции 21 июля 2008 г. главными достижениями полугодичного пребывания на своей должности министр транспорта и связи Иосиф Винский назвал повышение эффективности госуправления и результативности финансово-хозяйственной деятельности. Однако главный транспортник страны по старой партийной привычке немного преувеличил свой вклад в «процветание» транспортных предприятий.

Одним из достижений министр считает очередную кадровую «перетряску», затеянную с целью «вычистить» «бесталанных» менеджеров или стимулировать их к более результативной работе. В теории решение логичное - перезаключив контракт на более жестких условиях, глава предприятия становился перед простой дилеммой: найти «скрытые резервы» и попытаться вывести подчиненный ему объект на качественно новый уровень работы или лишиться занимаемой должности.

На практике же все получилось иначе. Новые (или «старые») руководители, назначенные в результате невразумительных конкурсов или даже без них, были вынуждены зачастую выжимать из предприятия и персонала все «соки» с целью добиться обещанных показателей. На рентабельных предприятиях такие «усилия» в краткосрочной перспективе сказались незначительно и даже позволили улучшить статистику. Однако не все объекты смогли выдержать этот прессинг. Показательный пример - ГП «Дельта-Лоцман». За отчетный период предприятие пережило смену руководства и снизило объемы чистой прибыли на 7,2 млн. грн. (16,1%), отчислений в госбюджет - на 845,9 тыс. грн. (2,6%). Более того, чтобы выдержать данные при подписании контракта обещания, новый гендиректор Александр Голодницкий инициировал сокращение штатов на 5%.

Не способствовало повышению эффективности управления и появление приказа МТСУ от 18.04.2008 г. № 463 «О внесении изменений в перечни предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления Минтранссвязи». Этим документом под флагом борьбы с коррупцией министерство попыталось просто «замкнуть» на себя (без посредников в виде профильных департаментов) самые прибыльные госструктуры, не особо задумываясь о последствиях в виде понижения той самой управленческой эффективности.

Ярким примером «достижений» Минтранссвязи в сфере госуправления служит и ситуация в авиатранспорте. После того, как МТСУ заявило о реформе в этой подотрасли, по которой аэродромная составляющая аэропортов должна отойти в госсобственность, между региональными властями и министерством развернулась «холодная» война. Пока что усилия команды И.Винского приносят результат только в тех случаях, когда аэропорту выделены конкретные (и существенные) бюджетные средства на реконструкцию взлетно-посадочных полос. К тому же, с выводом на внутренний авиарынок low-cost перевозчиков тучи начали сгущаться над национальными авиакомпаниями, которые вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства.

Не должен вводить в заблуждение и рост показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий транспортного комплекса. Добиться красивых цифр Минтранссвязи помогли инициативы Кабмина по увеличению норматива обязательного отчисления в бюджет от прибыли госпредприятий, а также общий рост объемов перевозок. При этом для выведения «существенных» показателей госструктурам уже традиционно «предложили» перечислить часть налогов авансом, в счет следующего полугодия. Некоторые из них (например, «Укрзализныця») не смогли отказаться…

Говорить об одновременном повышении показателей финансово-хозяйственной деятельности и обновлении основных фондов в сложившейся ситуации вообще некорректно. Фактически это два взаимно противоположных направления финансовых потоков. И если объем отчислений в госбюджет действительно ощутимо вырос, то инфраструктура развивается скорее «не благодаря, а вопреки» - по остаточному принципу. Не слишком помог госпредприятиям и анонсированный рост тарифов. Конечно, это приведет к увеличению доходов, но рост цен на энергоносители, сырье и комплектующие с лихвой перекроет этот плюс.

Особенно ощутимо износ основных фондов сказывается на работе «Укрзализныци». Госадминистрация который год подряд срывает план закупок грузовых вагонов. На этот раз заявленная причина - растущие цены на металлопрокат, литье и остальные комплектующие. Зато в госбюджет железнодорожная монополия заплатила на 314,4 млн. грн. больше, чем в I полугодии 2007 г. В текущих ценах на эти деньги можно было бы дополнительно закупить 724 остродефицитных полувагона…




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua