Минтранссвязи и «окончательный порядок» в морской отрасли

В последнее время Минтранссвязи активизировало работу в морской отрасли. Почти сразу, после того как министр транспорта и связи заявил об очередном завершении строительства защитной дамбы на ГСХ «Дунай-Черное море», последовали не менее сенсационные заявления о новых инициативах транспортного ведомства в водном секторе отрасли.

Особого внимания заслуживает информация, обнародованная 1 декабря о том, что «Укрморречфлот» инициирует «введение сборов за прохождение судов по искусственно углубленным участкам внутренних водных путей». В тот же день был разослан и другой пресс-релиз, в котором было отмечено, что «Министерство транспорта и связи работает над устранением препятствий для захода иностранных судов на главные водные магистрали страны». В частности, планируется пересмотреть тарифы, провести дноуглубительные работы и ремонт шлюзов, подготовить изменения в нормативно-правовые акты.

Вот только не совсем ясно, почему «наводить порядок» на Днепре нужно только для иностранных судов? Тем более, что эти заявления, по сути, противоречат друг другу. Ведь очевидно, что введение нового канального сбора на участках где проводится дноуглубление сделает Днепр еще более непривлекательным для судоходства. При этом, потенциальный получатель сбора ГП «Укрводпуть», поддерживает навигационную обстановку на Днепре за счет госбюджетных средств.

Здесь будет уместно привести цитату из интервью бывшего президента АСК «Укрречфлот» Павла Подлесного опубликованного еще в 2006 г. Он отметил, что «между Днепропетровском и Киевом в интересах судоходства Днепр не используется. Пропускные способности Запорожского и Днепропетровского портов используются всего на 20-25%. В то же время, десятки тысяч контейнеров длительное время простаивают в морских торговых портах, из-за отсутствия необходимого количества железнодорожного и автомобильного транспорта для их вывоза. Но при подсчете расходов, в частности сборов, оказалось, что провоз одного контейнера по воде стоит на 30% дороже, чем железнодорожным или автомобильным транспортом. Главная причина - это высокие сборы с судовладельцев за прохождение шлюзов, за подъем пролетов железнодорожных мостов и экологический сбор за использование судами Днепра, являющегося источником пресной воды.

Нигде в Европе не взимаются сборы за шлюзование судов, не говоря уже о так называемом экологическом сборе за прохождение водными магистралями. У нас же все наоборот» [конец цитаты]. К 2010 г. ситуация практически не изменилась, но Минтранссвязи намерено ввести еще один сбор.

Более того, откровенно пиаровские заявления Минтранссвязи уже привели к вполне определенным результатам. В конце октября, во время визита Владимира Путина в Киев, планировалось подписание межправительственного соглашения «О порядке и условиях плавания судов по внутренним водным путям». Но по непонятным причинам соглашение подписано не было. Однако, за месяц до этого, 29 сентября, Минтранссвязи распространило информацию «Украина откроет реку Днепр для международных судов». Естественно, что россияне поняли, что они могут не торопиться с открытием своих внутренних водных путей в обмен на доступ к Днепру, ведь Украина и так собралась открыть Днепр для всех.

Не меньше вопросов вызывает обнародованный 3 декабря проект приказа МТСУ «О комплексе мероприятий по созданию речной информационной службы на внутренних водных путях Украины». О необходимости создания такой службы говорится давно, но предложенные проекты документов говорят то ли о некомпетентности разработчиков, то ли о чьих-то определенных амбициях или интересах. В документах много противоречий, подмен понятий, несоответствий заявленных функций и задач директивам ЕС, на которые ссылаются разработчики. Впрочем, это тема для отдельной публикации.

Еще одним показательным примером «наведения порядка» является ситуация вокруг «Украинского Дунайского пароходства». Казалось бы, если министр назначил руководителем УДП своего «земляка», то для стабилизации этого предприятия со стороны Минтранссвязи будет дан зеленый свет. Напомним, что особо наболевшей проблемой для УДП является списание старых судов, содержание которых приносило серьезные убытки. Но в итоге, после вступления К.Ефименко в должность, было дано разрешение на списание четырех морских судов, но к началу декабря 2010 г. так и не было списано ни одно из них. Точнее, суда были проданы, а не списаны по предусмотренной процедуре.

За время с момента назначения нового президента УДП, программа выхода из кризиса и дальнейшего развития пароходства так и не предложена. Вместо этого в начале декабря была затеяна реорганизация штатной структуры предприятия. При этом, всех работников принуждают оформлять 15-ти дневные отпуска без содержания. Если учесть, что рабочая неделя на предприятии и так сокращена на 30%, то соответственно уменьшена и заработная плата. Но, на «нужных» людей, в т.ч. и на руководителя предприятия, данные ограничения не распространяются. К сожалению, в данной критической ситуации приоритетными направлениями деятельности руководителя крупнейшей национальной судоходной компании является не решение стратегических проблем деятельности пароходства, а строгий, а главное персональный контроль, за присутствием сотрудников на рабочих местах, организация ночных рейдов по проверке вахт и сторожей, то есть, те аспекты деятельности, которыми он профессионально и вполне успешно занимался на предыдущем месте работы.

В тоже время, в Минтранссвязи решение проблем пароходства понимают весьма своеобразно. Так 29 ноября, по итогам совещания по проблемам УДП, К.Ефименко дал поручение передать 26 морских судов пароходства судоходной компании «Укртанкер» (г. Одесса). Чем сейчас занимается это госпредприятие - неизвестно. «Укртанкер» даже не фигурирует в списке предприятий сферы «Укрморречфлота», предоставляющих финансово-экономическую отчетность.

При этом министру, видимо, забыли напомнить, что на базе флота УДП сформирован его уставной фонд и его отчуждение, а также как и передача с баланса на баланс запрещены законом. Кроме того, передача флота повлечет за собой уменьшение уставного фонда (которое, кстати, предполагает оповещение всех кредиторов), а 6 судов находятся в залоге у НБУ. Другое дело, что большинство морских судов УДП находится в плохом техническом состоянии и многие из них проще продать на металлолом. То есть, «судоходной компании «Укртанкер» они вряд и помогут, а для продажи «на иголки» есть другие, предусмотренные законодательством процедуры.

Впрочем, даже редакция tbu.com.ua не в состоянии угнаться за всеми инициативами К.Ефименко, последняя из которых - это поручение министра «об отмене тарифного регулирования погрузочно-разгрузочных работ в большинстве речных портов». Но это также тема для отдельной статьи.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua