6 февраля 2008 г. российские СМИ распространили выступление министра транспорта РФ Игоря Левитина, озвучившего идею создания ряда паромных переправ между портами стран черноморского бассейна. Заметим, что эту новость пока никак не комментирует Украина, являющаяся на данный момент страной-председателем Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).
По словам министра, проект со звучным названием «Черноморское кольцо» планируется реализовать в 2010-2015 гг. По оценкам И.Левитина, к 2015 г. в рамках проекта на линиях между портами Болгарии, Украины, Грузии и Турции будет работать 12 паромов. Уже к 2010 г. планируется увеличить грузопоток на этих направлениях до 5 млн. т. Существующий грузооборот паромных перевозок министр оценил в 2 млн. т.
Как заявил И.Левитин, на территории СНГ в настоящее время работают только паромные переправы Кавказ (РФ) - Керчь и Кавказ - Поти (Грузия). По непонятным причинам министр не упомянул в числе действующих переправы Ильичевск - Поти/Батуми и Керчь - Поти. Напомним, что первый из этих маршрутов работает с декабря 1996 г. и является частью транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА). В то же время сообщение Кавказ - Керчь было открыто в сентябре 2004 г., а Кавказ - Поти - в апреле 2007 г.
Вызывают сомнение и озвученные цифры роста грузопотоков на паромных маршрутах. По информации ЗАО «Судоходная компания «Укрферри», в целом сеть перевозок, завязанная на железнодорожно-паромный узел Украины в Черноморском бассейне, за 2007 г. приняла на себя 1,737 млн. т грузов с ростом 18% или 268 тыс. т к предыдущему году. В 2006 г. соответствующие значения были еще меньше: 1,8% или 27 тыс. т. В связи с этим планы по увеличению объемов перевозок в пределах «Черноморского кольца» в 2,5 раза за 3 года выглядят, мягко говоря, оптимистичными.
Заметим, что впервые инициатива создания «паромного кольца» внутри Черного моря была озвучена министром транспорта РФ 5 июня 2007 г. по итогам координационного транспортного совещания стран СНГ в Одессе. Новые громкие заявления после восьми месяцев молчания странным образом совпали с начавшейся в РФ предвыборной кампанией.
Кроме того, название «Черноморское кольцо» ассоциируется прежде всего с кольцевой автомагистралью вокруг Черного моря. Напомним, что «Меморандум о взаимопонимании» относительно проекта по скоординированному развитию кольцевой автомагистрали «Черноморское кольцо» (HWBSR) был подписан 27 сентября 2006 г. в Сочи во время заседания министров стран-членов ОЧЭС. Данный меморандум предполагает, что вдоль всего побережья будет проложена высокопропускная автомагистраль протяженностью 7140 км., состоящая из двух физически разделенных проезжих частей, каждая из которых будет иметь как минимум две полосы движения. Она соединит Турцию, Грузию, Россию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию. По территории Украины она пройдет по маршруту Мариуполь-Мелитополь-Одесса. К сожалению, проект кольцевой автодороги пока далек от реализации.