«Мега-порт»: от Очакова до Николаева

В Николаевском МТП представили сразу несколько проектов строительства новых причалов и терминалов, которые в конечном итоге позволят создать новый «мега-порт от Николаева до Очакова». Однако все они предполагают частные инвестиции по принципу совместных предприятий. В то же время министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил о коренной реформе самой системы совместной деятельности в портах - их планируют перевести на аренду.

Проекты развития Николаевского морского торгового порта достаточно масштабны. Только в этом году предполагается начать реконструкцию как минимум 5 причалов со строительством дополнительных мощностей по переработке генеральных, нефтеналивных и зерновых грузов. Это не значит, что все эти причалы заработают уже в этом году, но, как утверждает Первый заместитель начальника порта Сергей Колтыпин, до конца года планируется провести достаточно серьезную подготовительную работу и начать строительство части из них.

Сразу следует оговориться, что руководство порта неохотно комментирует все инвестпроекты, объясняя это нежеланием «бежать впереди паровоза». В общении с представителями СМИ С.Колтыпин все время подчеркивал - инвесторов называть еще рано, точные суммы инвестиций также могут измениться.

Однако из того, что было сказано, общая картина выглядит следующим образом - в 2009 г. Николаевский МТП планирует увеличить собственные инвестиции в развитие порта почти на 50% - до 33 млн. грн. (в 2008 г. - 22,5 млн. грн.) Только в первом квартале этого года инвестиции порта в развитие составили 6,1 млн. грн., что в 6 раз больше итогов аналогичного периода 2008 г.

Если рассматривать конкретные проекты, то вырисовывается следующая картина.

Причалы 1-2. Ранее они использовались как вспомогательные и в переработке грузов практически не участвовали. Идея их модернизировать появилась в 2003-2004 гг., когда порт начал наращивать грузопереработку и встал вопрос о расширении площадей, однако работы велись достаточно вяло. При общей сметной стоимости проекта в почти 200 млн. грн. (по курсу $5,05) общая стоимость проекта в гривнях, вероятнее всего, вырастет на 30-40% в течение 2009 г. С начала реконструкции порт вложил в модернизацию около 30 млн. грн. собственных средств.

До конца года планируется завершить т.н. базовую инфраструктурную часть по реконструкции причалов, подводу коммуникаций, дноуглубительным работам. По словам главного экономиста порта Юлии Шулепы, в 2009 г. порт вложит в этот проект порядка 5 млн. грн. Работы начнутся уже в мае, и до конца года будет подготовлена база для сотрудничества с инвесторами. Кроме того, сейчас решается вопрос подвода на причалы железнодорожной ветки - здесь необходимо построить порядка 1,2 км колеи.

Все остальное, по идее руководства порта, должен профинансировать инвестор - это закупка 5 кранов общей стоимостью порядка €20 млн., строительство логистической инфраструктуры и т.д. Судя по некоторым данным, в качестве инвестора может выступить ООО «Дунайская судоходно-стивидорная компания». Специализация причалов - генгрузы, металлопродукция, руда, общая мощность – до 3,36 млн. т в год.

Причалы 15-16. Данный проект связан с увеличением объемов перевалки нефтеналивных грузов на 14-ом причале. Последний переваливает в среднем 800 тыс. т мазута в год. Предполагается, что два новых причала добавят мощности по перевалке еще на 1 млн. т грузов. Руководство порта данную идею не комментирует, отмечая лишь, что все находится в стадии проработки. Однако известно, что проектом активно интересуется компания «Николаевнефтепродукт». Инвестиции оцениваются в сумму от 200 до 300 млн. грн.

Проблема данных причалов связана с необходимостью строительства «с нуля». Если на 1-2 причалах есть хоть какая-то инфраструктура, то по 15-16 причалам следует еще решить проблему отвода 10 га земли в районе улицы Железнодорожной. К чести Минтранссвязи следует отметить, что во время визита И.Винского в Николаев на прошлой неделе вопрос с местной властью вроде бы решился. Осталось дождаться акта на землю. Последний фактор может серьезно затянуть реализацию проекта.

Зерновой терминал. Существующие мощности планируется расширить в 1,5-2 раза до 2 млн. т в год за счет перепрофилирования химических терминалов. В связи с кризисом порт потерял практически 1,4 млн. т белорусских удобрений. Эти мощности сейчас проходят санобработку с тем, чтобы они могли принимать зерновые. Финансировать проект будут за счет порта. Загрузке терминала будет также способствовать и поддержка министерства. И.Винский уже пообещал начать судебный процесс против компании «Нибулон», которая достаточно активно наращивает собственные мощности. Как именно рассчитывает министр отобрать мощности у компании - остается загадкой, но в порту рассчитывают, что «с помощью» Киева объемы перевалки зерновых серьезно увеличатся.

Портопункт Очаков. Здесь планируется создать полноценную лихтеровочную базу для обслуживания судов класса Panamax. Руководство порта считает, что дноуглубление для пропуска таких судов слишком дорогой проект - надо провести выемку от 15 до 20 млн. куб. м грунта, поэтому предполагается больше внимания уделить лихтеровочным проектам. Объемы инвестиций пока не известны, но порт рассчитывает, что база заработает полноценно уже в следующем году.

По оценкам руководства порта, в случае реализации данных проектов перевалочные мощности порта увеличатся приблизительно на 20-30%. Однако реализацию предлагаемых проектов могут серьезно затормозить структурные изменения, предлагаемые руководством Минтрассвязи. Дело в том, что во время церемонии открытия нового морозильного терминала в Николаевском порту И.Винский сделал сенсационное заявление по поводу реформы системы договорных отношений с частниками в портах.

Как оказалось, министерство рассчитывает до 17 июня перевести совместную деятельность в другие формы сотрудничества. «Совместная деятельность нанесла колоссальный ущерб государству, поэтому принято решение министерством и правительством категорически отказаться от такой формы взаимодействия с бизнесом. Мы развиваем другие формы: концессия, аренда, прямые инвестиционные проекты», - заявил министр...




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua