Одно из немногих транспортных предприятий, избежавшее в годы Независимости коррупционных скандалов, готово изменить этой традиции.
Мариупольский МТП проводит очередной тендер по покупке буксира ледового класса. Вскрытие предложений состоится 7 июня 2012 г. Однако, события происходящие вокруг организации этого тендера могут привести к очередному скандалу в морской отрасли. Дело в том, что в тендерной документации прописаны критерии для буксира конкретного проекта и конкретного производителя. Соответственно другие поставщики уже изначально не могут претендовать на победу в конкурсе.
Первый тендер должен был состояться еще 26 января 2012 г. Порт выдвинул условия, по основным техническим характеристикам:
наибольшая длина судна - не более 30,00 м;
наибольшая ширина - не более 11,00 м;
высота борта (на миделе) - не более 4,80 м;
осадка кормой - не более 5,0 м;
количество спальных мест - не менее 8;
автономность по запасам - 10 суток;
две главные энергетические установки - общей мощностью не менее 4200 л.с.;
упор на передний ход в швартовом режиме - не менее 45 т.
Заявки на участие в тендере подали украинская компания «Краншип» (Керчь) и голландская Damen. Предложение «Краншип» было вскрыто и была озвучена цена. Представители Damen отреагировали моментально и запретили открывать свои два предложения, т.е. отказались от участия в торгах. А так как участник оказался один, тендер был признан несостоявшимся.
Напомним, что для Мариупольского порта давно назрела необходимость покупки такого судна, поскольку это не просто буксир, а мини-ледокол, он же пожарник. спасатель и т.д. Это подтвердило и наступление сильных морозов в конце января, когда замерзло Азовское море и десятки судов оказались в ледовом плену.
Как сообщили tbu.com.ua в компании «Краншип», теперь проводится новый тендер с теми же участниками. Порт захотел купить более мощный буксир, изменил техзадание, и теперь требования по основным характеристикам выглядят так:
наибольшая длина судна - не более 33,00 м;
наибольшая ширина - не более 13,00 м;
высота борта (на миделе) - не более 5,40 м;
осадка кормой - не более 5,8 м;
количество спальных мест - не менее 10;
автономность по запасам - 10 суток;
две главные энергетические установки общей мощностью - не менее 5300 л.с. и не более 5800 л.с.
По некоторым из этих, а также ряду других характеристик условия прописаны для конкретного буксира компании Damen. А особенно стоит обратить внимание на такую «мелочь» как высота борта - у буксира «Краншипа» она составляет 5,45 м, а порт ограничивает этот параметр до 5,40. То есть победитель уже очевиден, даже исходя только из несоответствия в 5 см.
Причем за исключением «несущественных различий» (у украинского производителя винты с ВРШ, аварийный дизель-генератор, более сложная система охлаждения адаптированная под Азовское море), оба буксира равноценны по своим возможностям.
Однако, главным критерием должна быть цена. Здесь же начинается самое интересное. Ведь совсем уже непонятно почему порт хочет отсечь теми же лишними 5 см. высоты борта претендента, у которого судно должно стоить примерно на $2 млн. меньше, плюс это еще и отечественный производитель. В компании «Краншип» нам не назвали стоимость буксира, сославшись на коммерческую тайну. Лишь отметили, что буксиры, которые компания поставляла для российского нефтепорта «Козьмино», стоили примерно на 30% меньше чем аналоги производства Damen. Поэтому, можно лишь оценить, что буксир «Краншипа», предложенный Мариупольскому МТП, может стоить около $10-11 млн. без НДС.
Существует еще один интересный момент - в тендерной документации условием поставки является DAP Мариуполь (поставка без «растаможки»). То есть, цена украинского буксира с НДС составит $12-12,5 млн. Столько же может стоить у причала и голландский буксир, но после растаможки порт еще заплатит НДС и таможенную пошлину в 5%.
Здесь стоит напомнить, что «Краншип», кроме поставок нескольких буксиров для частных компаний региона, поставил восемь буксиров и судно-эколог для порта «Козьмино» РФ («Транснефть»). Причем эти буксиры из Керчи на Дальний Восток шли своим ходом. Как известно российские, тем более государственные, компании при прочих равных условиях рассматривают Украину как последнюю в списке возможных поставщиков какой-либо продукции.
При этом, украинские госпорты упорно покупают буксиры в Голландии, Румынии или Турции. И, как видим, на примере Мариупольского порта, игнорируют нормы законодательства о госзакупках.