Low-cost авиакомпании рвутся в «Открытое небо»

1 октября 2008 г. свой первый рейс в Украине планирует совершить low-cost авиакомпания Air Arabia (ОАЭ). Кроме того, по словам министра транспорта и связи Иосифа Винского, неделю назад подписано подобное соглашение с бюджетным авиаперевозчиком из Великобритании.

Air Arabia планирует осуществлять рейсы из Киева в город Шарджа (ОАЭ), где находится базовый аэропорт этого перевозчика. Для этих целей первая арабская low-cost авиакомпания собирается, по словам И.Винского, «завезти сюда 12 самолетов Airbus».

Такие планы бюджетного авиаперевозчика вызывают логичный вопрос о целях его прихода на отечественный авиарынок. Учитывая опыт авиакомпании «Визз Эйр Украина», выполнять рейсы Киев-Шарджа-Киев можно гораздо меньшим количеством самолетов. Отсюда можно сделать вывод: или Air Arabia совсем не волнует финансовый результат, или заявленный маршрут будет далеко не единственным для этой компании.

Объяснение, судя по всему, состоит из двух слов - «Открытое небо». Именно так называется европейская программа либерализации авиарынка, присоединиться к которой собирается Украина, причем в этом процессе ее активно поддерживает Евросоюз.

Результатом вступления в эту программу станет отмена действия межгосударственных соглашений по авиаперелетам. Эти документы регламентируют количество рейсов между странами на принципах паритета. И хотя они административно ограничивают развитие авиасообщения, зато позволяют защитить интересы отечественных авиакомпаний на зарубежных рынках.

Мотивы ЕС можно понять: присоединив Украину к «Открытому небу», страны Европы получают неограниченный доступ на слаборазвитый рынок с большим потенциалом. Дополнительным плюсом является начавшаяся программа реконструкции аэропортов нашей страны с целью подготовки к проведению футбольного Евро-2012. При этом отечественные власти невольно подыгрывают ЕС, сделав выбор в пользу свободной конкуренции и тем самым здорово омрачив перспективы национальных перевозчиков.

Анализируя действия зарубежных low-cost авиакомпаний, входящих на отечественный рынок, можно назвать их «первыми ласточками» приближающегося вступления Украины в «Открытое небо». Особенно показательно, что их планы по увеличению количества используемых самолетов датируются 2009-2010 гг., которые эксперты называют сроком присоединения Украины к этой программе. К этому времени авиаперевозчики, закрепившиеся на украинском рынке, получат несомненное преимущество перед компаниями, только собирающимися это сделать.

А тем временем И.Винский, судя по его высказываниям, пребывает в твердой уверенности, что своей основной миссией low-cost авиакомпании считают развитие внутриукраинских авиаперевозок по сверхнизким ценам. В его представлении бюджетные перевозчики скоро будут летать практически во все города страны. Не смущает министра даже то, что «Визз Эйр Украина» собирается использовать свой второй самолет на внешних рейсах при том, что первый работает на внутренних с предельной интенсивностью. Однако третий борт, предназначенный для внутриукраинских полетов, компания обещает ввезти не ранее лета 2009 г.

Что ж, при таком развитии событий можно достаточно точно определить дату, когда иностранные авиаперевозчики резко поднимут свои тарифы, в том числе и на внутренних рейсах. Это случится сразу же после того, как обанкротится последняя отечественная авиакомпания...




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua