15 марта 2008 г. в Николаеве состоялось совместное собрание двух профессиональных организаций: Ассоциации лоцманов Украины (АЛУ) и Ассоциации работников служб регулирования движения судов (АР СРДС). Участники заседания подготовили обращение к Минтранссвязи с предложениями по реформированию системы управления и структурной организации в морской отрасли, в т.ч. государственной системы безопасности судоходства.
Необходимость реформирования портового хозяйства страны и систем обеспечения безопасности судоходства и окружающей среды назрела давно. Чтобы стать полноценной участницей международной транспортной системы, Украине придется внедрить самые жесткие европейские стандарты в этой сфере.
Пока же наш опыт организации экономической и экологической морской безопасности не утешителен. Авария в Керченском проливе подчеркнула отсутствие координации между контролирующими службами Украины и РФ, несовершенство законодательной базы в части регулирования движения суден в этом районе.
Для улучшения ситуации представители АЛУ и АР СРДС предлагают разделить выполнение административных и коммерческих функций в портах. В таком случае, капитан порта и инспекция портнадзора не будут заинтересованы в приеме, обработке и отправке судов любой ценой, как это часто происходит сейчас, даже ценой аварий или возможного экологического загрязнения.
Кроме этого, нуждается в систематизации и регулировании государственный подход к обеспечению безопасности судоходства. Этот вопрос включает финансовое обеспечение аварийно-спасательной готовности (вспомним о плачевном состоянии ГП «МАРС»), регулирование плавания суден в Азовском море и Керченском проливе, обеспечение современными навигационно-гидрографическими средствами, упорядочивание рейдовой перевалки грузов.
По мнению лоцманов, для проведения реформ Минтранссвязи, в первую очередь, необходимо ускорить дальнейшую доработку проекта закона «О портах» с одновременным внесением изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины. Также нужно разработать и принять реалистичную госпрограмму обеспечения безопасности судоходства, отвечающую всем международным требованиям в этой сфере.
Керченская трагедия показала, что существующая система неэффективна. Чтобы не выпасть из процессов развития мировой транспортной сети и не остаться на обочине евроазиатского пути, правительству уже сейчас нужно «действовать на опережение». Для начала хотя бы утвердить концепцию развития морских портов, которая, по словам Иосифа Винского, ушла на согласование в Кабмин еще в начале марта.