LNG-терминал: этого не могло не случиться

Заявляя о реализации многомиллиардных проектов в Госинвестпроекте неспособны на элементарные, даже для малого бизнеса, вещи - выяснить полномочия подписанта контракта и навести справки о потенциальном партнере.

Скандал в связи с подписанием соглашения между Госинвестпроектом и испанской компанией Gas Natural Fenosa подтвердил опасения многих экспертов, что рано или поздно нечто подобное должно было произойти. Поводом для таких опасений были публичные заявления руководителей Госинвестпроекта, по поводу таких проектов как LNG-терминал, «Воздушный экспресс» и кольцевая дорога вокруг Киева, так и информация наших источников в Мининфраструктуры и УЗ по поводу уровня квалификации этих самых руководителей.

Итак, соглашение с Госинвестпроектом подписал некий Хорди Сарда Бовехи (Jordi Sarda Bovehi). Как заявил куратор проекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк: «Бовехи не работает в Gas Natural. Он является профессиональным коммерческим представителем, представляет интересы Gas Natural, интересы Enegas, других испанских компаний».

В таком случае он должен был подтвердить свои полномочия на подписание любого документа. По нашим данным, за последние полтора года Бовехи был частым гостем в ведомстве Владислава Каськива. Он также проявлял интерес и к проектам в других сферах, в частности коммунальной и транспортной. Но, как сообщил «Транспортному бизнесу» источник в Мининфраструктуры, когда Бовехи заинтересовался одним из транспортных проектов, его попросили подтвердить полномочия. Сделать он этого не смог, после чего утратил интерес к сотрудничеству. Хотя обещал весьма серьезные инвестиции, но, при этом, для начала, просил у украинской стороны… небольшой аванс. Тем более странно, что в Госинвестпроекте не возникло сомнений в отношении этой персоны.

В связи с этим, вызывает опасения и судьба других проектов. В нашем случае особый интерес представляют транспортные проекты: «Воздушный экспресс» и новый участок кольцевой автодороги южнее Киева.

Напомним, что договоренность о финансировании «Воздушного экспресса» за счет китайского кредита была достигнута во время визита Виктора Януковича в Пекин в сентябре 2010 г. Вначале речь шла об $1 млрд. на организацию железнодорожного сообщения между МА «Борисполь» и Центральным железнодорожным вокзалом Киева. В итоге, сумма кредита составила $372,3 млн.

По сути, речь идет о строительстве ветки длиной около 7 км от существующей железной дороги на участке Дарница - Борисполь. Судя по расходам РЖД, на аналогичные проекты в Москве, затраты на такое строительство, с учетом железнодорожного терминала в аэропорту, должны составить не более $50 млн. Затем необходимо максимум 8 поездов в шестивагонной комплектации. Вместимости этих поездов будет достаточно для обеспечения пассажиропотока на ближайшие 20-25 лет. Даже если покупать поезда Hyundai, то это составит еще около $100 млн.

Заметим, что, если бы в 2010 г. реализацию проекта поручили «Укрзализныце» он уже мог бы быть реализован. Наработки по плану «Воздушного экспресса» существуют уже много лет. Причем, можно было разделить его на две составляющие. Ветку к аэропорту и терминал строит УЗ, а для обеспечения перевозок привлекаются инвесторы, которые создают пассажирскую компанию и закупают поезда.

При существующем пассажиропотоке аэропорта «Борисполь» - около 8 млн. пасс. в год, экономика проекта могла бы выглядеть так. При расчетной стоимости проезда в 50 грн. и с учетом того, что услугами «Воздушного экспресса» будут пользоваться не менее 60% пассажиров, а так же встречающих/провожающих, то годовая выручка составит не менее 250 млн. грн. или $30 млн. Эксплуатационные расходы можно оценить в $10-12 млн. То есть, даже при таком, осторожном прогнозе пассажиропотока и уровня тарифов, инвестиции окупились бы за 7 лет.

Однако, Госинвестпроект намерен потратить почти в три раза больше и до сих пор неясно, когда начнется строительство.

В отношении нового участка кольцевой автодороги южнее Киева со строительством моста через Днепр могут возникнуть другие проблемы. В Госинвестпроекте называют стоимость проекта в €428 млн., хотя, не так давно, речь шла об €1 млрд. Протяженность участка - 18 км.

Это будет продолжение нынешней окружной дороги от пересечения со Столичным шоссе через новый мост, затем южнее Осокорков с выходом на трассу Киев - Борисполь. Проект планируется реализовать на условиях концессии со взиманием платы за проезд. Ориентировочная стоимость проезда составит €0,58 для легковых автомобилей и €1,66 - 3,55 для грузовых. Прогноз трафика от 20 тыс. авто в сутки в 2017 г. до 80 тыс. авто в сутки в 2050 г.

Дополнительный мостовой переход, конечно, Киеву не помешает. Но для самих киевлян он будет не очень удобен, чтобы переехать даже с Харьковского массива на правый берег необходимо выезжать в сторону Борисполя, что увеличивает расстояние примерно на 10 км. При этом, расчет окупаемости за счет транзитного грузового транспорта нужно корректировать с учетом того, что в 5 км к северу останется бесплатный для проезда Южный мост. Очевидно, что в не пиковые периоды большинство «дальнобойщиков» предпочтет проехать эти лишние несколько километров, но сэкономить €3,5. В часы пик возникнет другая проблема. Это потеря времени в очереди для оплаты проезда. И, в конечном счете, это не решит проблему вывода транзитного потока из Киева и пригородов, поскольку, даже сократив расстояние по новой дороге, автотранспорту придется преодолевать город Борисполь с его светофорами. Да и существующая окружная дорога в Киеве изрядно перегружена.

Кроме того, инвестиционная привлекательность проекта крайне мала из-за небольшой протяженности участка, что снижает возможности получения дополнительных доходов за счет размещения объектов дорожного сервиса. Очевидно, что инвесторы также будут учитывать эти факторы и могут потребовать внести в договор условие компенсации от украинской стороны недополученных доходов, если трафик окажется меньше, чем озвучивает Госинвестпроект.

И наконец, не лучше ли вернуться к старому варианту Большой кольцевой с мостом в 30 км южнее Киева возле Украинки? По крайней мере, участок от трассы Киев - Одесса через новый мост до трассы Киев - Харьков на выезде из Борисполя выглядит куда более привлекательно и для транзитного транспорта и для инвесторов.

Пока же все идет к тому, что и «Воздушный экспресс» и предложенный вариант платной автодороги попросту окажутся экономически несостоятельны.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua