Кто поддержит «Укрзализныцю»?

1 декабря 2008 г. на совещании по планированию работы по обновлению подвижного состава отечественных железных дорог Иосиф Винский пообещал «скоординировать ситуацию» и «не дать загубить» вагоноремонтные и вагоностроительные предприятия.

По данным, озвученным на этом мероприятии, «Укрзализныця» задолжала вагоноремонтным заводам около 400 млн. грн. Министр потребовал погасить долги до 15 декабря: «Мы подняли доходность УЗ… размеры амортизации… мы создали добротную экономическую базу для того, чтобы этот [вагоностроительный - tbu.com.ua] сектор не страдал».

Озабоченность министра финансовым состоянием ремонтных предприятий можно только приветствовать. При этом непонятен его оптимизм по поводу финансового состояния «Укрзализныци». Действительно, в финплане железнодорожной монополии на 2008 г. предусмотрен рост доходов на 8,1 млрд. грн. (+28% к 2007 г.) Однако экономические реалии наверняка внесут свои коррективы в эти расчеты.

Во-первых, высокие темпы роста грузооборота, объемов погрузки и других производственных показателей, наблюдавшиеся в первые девять месяцев 2008 г., будут «съедены» за счет спада в IV квартале. По итогам года УЗ вряд ли выйдет на показатели финплана-2008 (увеличение грузооборота на 2,5%, грузоотправления - на 1,6%), что отразится и на финансовых результатах.

Во-вторых, существенную часть доходов монополия потеряла из-за роста цен на материально-технические ресурсы. Одним из лидеров по темпам роста цен стали металлургические и вагоностроительные заводы. К тому же представители ГМК, ссылаясь на кризис, добились от правительства снижения цен на перевозки сырья и продукции своих предприятий, а также моратория на их индексацию до конца 2008 г. Кстати, только из-за этого, а также снижения объемов перевозок грузов ГМК «Укрзализныця» недосчитается 1 млрд. грн. доходов.

При этом металлурги не снизили цены на свою продукцию для УЗ и вагоностроителей. В результате цена самого дефицитного вида подвижного состава - полувагона - в сентябре 2008 г. сравнялась с ценой новенького «Лексуса» ($100 тыс. без НДС). Естественно, о выполнении «Укрзализныцей» планов обновления вагонного парка не могло быть и речи.

Не снимается с Госадминистрации железных дорог и «социальная миссия». В финплане-2008 предусмотрено, что УЗ перечислит в бюджеты разных уровней и целевые фонды 9,5 млрд. грн., в т.ч. в госбюджет - 4,2 млрд. грн. (+1,3 млрд. грн. или 45% к 2007 г.) Как и раньше, не работает механизм компенсации льготных пассажирских перевозок (за 9 месяцев 2008 г. получено только 33,7% от необходимой суммы). Убытки от пригородных перевозок по итогам трех кварталов составили 1,37 млрд. грн.

Итак, «Укрзализныцю» продолжают рассматривать в качестве этакой «дойной коровы», которая обязана и госбюджет поддержать, и металлургов (а также вагоностроителей, шахтеров, химиков и просто пассажиров электричек) не обидеть. Такая практика продолжается уже много лет, и остается только удивляться неисчерпаемому запасу прочности железнодорожной монополии.

Однако в нынешней ситуации все усложняет глобальный экономический кризис. В следующем году УЗ не удастся «выплыть» ни за счет повышения объемов грузоперевозок, ни за счет привлечения дешевых кредитов, ни за счет индексации тарифов. Сокращать штат сотрудников Минтранссвязи запрещает, реформы железнодорожного сектора заглохли. Между И.Винским и гендиректором «Укрзализныци» Василием Мельничуком продолжается противостояние. Что дальше?




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua